Саморегулируемая организация операторов по обращению с отходами
#1
КОНЦЕПЦИЯ
поправок к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» (проект ФЗ № 584399-5)
Концепция поправок к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» (далее «Концепция») подразумевает внесение изменений в текущее законодательство, направленных на реализацию комплексной стратегии обращения с твердыми бытовыми отходами основанной на:
• принципе приоритета переработки отходов над их захоронением путем стимулирования малоотходных производств, увеличения доли отходов, подлежащих переработке и вовлечению в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья по сравнению с долей отходов, подлежащей захоронению, в первую очередь за счет введения ответственности импортера (производителя) за переработку произведенной (ввезенной) продукции ;
• перераспределении от муниципальных образований в пользу субъектов РФ ключевых полномочий в сфере регулирования обращения с ТБО.
• обеспечении необходимого учета на всех этапах обращения с ТБО, а также объектах их размещения.
• введении ответственности производителя (импортера) за утилизацию (переработку) произведенной (ввезенной) им продукции и/или упаковки;
• централизации и унификации государственного регулирования деятельности по обращению с отходами;
• отмене лицензирования и введении саморегулирования отрасли по обращению с отходами;
В целях реализации вышеуказанных целей предусматриваются следующие изменения в Закон «Об отходах производства и потребления»:
1. Устанавливается приоритет использования отходов над их захоронением. В частности предусматривается, что лица, обеспечивающие использование (переработку) отходов или их обезвреживание в течение 12 месяцев после образования отходов освобождаются от платы за размещение данных отходов.
Кроме того вводимая ответственность импортеров (производителей) за утилизацию товаров утративших потребительсткие свойства, в т.ч. упаковки (см. ниже) будет касаться именно их переработки во вторичное сырье.
2. Осуществляется перераспределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Предлагается передать от органов местного самоуправления к органам государственной власти субъектов Федерации полномочия по:
• установлению нормативов накопления, а также тарифов обезвреживания и захоронения, установлению порядка сбора и организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами;
• установлению нормативов образования и лимитов размещения отходов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, а также прием отчетности в отношении таких отходов;
Вышеуказанное перераспределение полномочий позволит осуществлять более координированную и централизованную государственную политику в области обращения с отходами в рамках каждого из субъектов Федерации.
Для информационного обеспечения выполнения вышеуказанных полномочий органы государственной власти субъектов Российской Федерации включаются в состав получателей данных статистического учета в области обращения с отходами.
3. Замена системы лицензирования (в отношении отходов I - IV класса опасности) на саморегулирование отрасли. Вместо лицензирования предлагается создать двухуровневую систему самоорганизации отрасли по обращению с отходами. Все организации отрасли должны будут вступить в одну из саморегулируемых организаций по обращению с отходами (СРО) и подчиняться ее стандартам и правилам. При вступлении в СРО также необходимо будет внести не менее чем 150 000 рублей в компенсационный фонд СРО (из которого осуществляются выплаты в случае причинения членом СРО вреда при осуществлении деятельности по обращению с отходами) или застраховать свою ответственность не менее чем на 1 млн. рублей. Членство в СРО будет являться обязательным условием для доступа на рынок обращения с отходами и заменит лицензирование (для отходов I - IV класса опасности).
Учрежденные СРО образуют Национальное объединение СРО в области обращения с отходами – некоммерческую организацию, к основным функциям которой относится представление интересов отрасли в органах публичной власти, выработка национальных стандартов и правил деятельности по обращению с отходами, контроль за их соблюдением, а также управление специальным резервным фондом, в который будут поступать платежи импортеров (производителей) на утилизацию продукции, утратившей потребительские свойства (отходы). В целях контроля за управлением Национальным объединением средствами специального резервного фонда представители государства будут входить в органы управления объединения (26 % от численного состава).
Создание Национального объединения СРО и его тесное взаимодействие с государством (путем участия последнего в управлении объединением, а также в связи с передачей объединению функций по контролю за СРО и разработке федеральных стандартов) позволит осуществлять регулирование отрасли по обращению с отходами на принципах государственно-частного партнерства с максимальным учетом потребностей организации отрасли и эффективной реализацией государственной политики в данной сфере.
4. Унификация регулирования отрасли (федеральные стандарты и правила). Национальное объединение СРО будет наделено полномочиями по разработке и принятию федеральных стандартов и правил по обращению с отходами, обязательных для исполнения всеми субъектами деятельности по обращению с отходами.
Указанные федеральные стандарты и правила лягут в основу стандартов и правил, принимаемых каждым из СРО отрасли, что позволит обеспечить принципиальное единство нормативного регулирования в области с обращением с отходами и предоставление услуг в данной сфере на гарантированно высоком уровне.
5. Вводится ответственность импортера (производителя) за переработку произведенного (импортированного в РФ) товара, в т.ч. его упаковки, путем установления обязанности импортера (производителя) обеспечить переработку утратившего потребительские свойства товара (упаковки). Данная обязанность может быть реализована импортером (производителем) самостоятельно в порядке, установленном Правительством РФ (посредством обеспечения сбора, транспортировки и переработки товара или упаковки напрямую или с привлечением профессионального участника рынка по обращению с отходами) или путем уплаты обязательного сбора.
Размер сбора предполагается устанавливать решением Правительства РФ с учетом дифференциации по видам и классам опасности отходов, что позволит в необходимой мере стимулировать развитие новых экологически безвредных материалов и технологий. Возможность формирования Правительством России размера отчислений в фонд в связи с присоединением России к ВТО станет также действенным инструментом нетарифного регулирования импорта. Введение вышеуказанного механизма также позволит со временем уменьшить долю отходов, подлежащих захоронению (путем расширения Правительством перечня товаров, в отношении которых импортеры (производители) обязаны обеспечить переработку, а также увеличению нормативов переработки товаров того или иного рода).
Сборы уплачиваются в Специальный резервный фонд, управляемый Национальным объединением СРО в области обращения с отходами. Расходование средств фонда будет осуществляться на цели создания отрасли по обращению с отходами (новое строительство предприятий или модернизация существующих мощностей, закупку оборудования, инновационных технологий).
Контроль государства будет обеспечен посредством вхождения в состав руководящих органов управления Национального объединения СРО представителей Правительства или определенной им государственной организации (не менее 26 % членов соответствующего органа).
Направление денежных средств будет осуществляться на основе инвестиционной политики фонда, принятой в соответствии и во исполнение государственной экологической политики. Конкретные проекты будут финансироваться из средств фонда на конкурсной основе (путем отбора наиболее эффективных проектов, соответствующих инвестиционной политике фонда).
Таким образом, Концепция предусматривает создание без субсидирования из бюджета финансового механизма, позволяющего в сравнительно короткие сроки осуществить создание и модернизацию материально-технической базы по переработке отходов, а также обеспечить стимулирование переработки отходов по сравнению с их захоронением.
6. Предлагается детализировать и повысить размер ответственности за неисполнение обязанности по утилизации отходов. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается ввести ответственность импортеров (производителей) за нарушение обязанности по утилизации отходов, образованных произведенных и/или ввезенных ими товарами, в размере 10 % от суммы выручки правонарушителя от реализации продукции, в отношении которой не была исполнена обязанность по утилизации (но не более 4 % от совокупной выручки правонарушителя).
Введение указанного штрафа будет дополнительным стимулом для импортеров (производителей) для осуществления утилизации продукции (самостоятельно или путем уплаты платежа в специальный резервный фонд).
Вступайте в СРО НП РОСЭКОПРО – 1-ю в России
саморегулируемую организацию операторов по обращению с отходами!
www.rosekopro, тел. (495) 233-72-08
Отредактировано пользователем admin 26.11.2012 10:52:44