Согласно позиции Минстроя допускается заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО как с управляющей компанией, так и с непосредственными собственниками отходов. Но они ссылаются на Жилищный кодекс.
Отношения арендатора и арендодателя регулируются Гражданским кодексом (гл. 34). Гражданский кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов.
Таким образом,
обязанность по оплате коммунальных услуг в отношении нежилого помещения лежит на собственнике помещения. Именно собственник в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе в части оплаты коммунальных услуг.
Пункт 2 статьи 616 Гражданского кодекса, предусматривает обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Бремя несения расходов за коммунальные услуги может быть возложено только на собственника помещений, а уже
арендатор будет иметь обязанность возместить расходы на коммунальные услуги в зависимости от того, как это урегулировано в договоре аренды.
Таким образом, для избежания ряда проблем, наилучшим решением будет фиксация в договоре аренды положений, касающихся обращения с отходами. В рассматриваемых объектах (офисные центры и торговые центры) целесообразно обязанности по обращению с отходами возлагать на арендодателя, который может передать такую обязанность Управляющей компании.
-----------------------------------------------
Письмо Минстроя России от 16.10.2018 № 41 963-АЧ/04
«По вопросу заключения договоров на предоставление услуги по обращению с ТКО»
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу заключения договоров на предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и сообщает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) включается в плату за коммунальные услуги. При этом в соответствии с частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2016 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО (далее - Соглашение) и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В соответствии с Федеральным законом N 59-ФЗ от 3 апреля 2018 г. "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с указанной даты применяются нормы о предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор). В соответствии с частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, такие услуги предоставляются региональным оператором в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, с собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники).
Учитывая изложенное, в случаях, когда по состоянию на 3 апреля 2018 г. в соответствии с Соглашением (либо в силу отсутствия Соглашения) между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, такой договор заключается непосредственно между собственниками и региональным оператором. При этом наличие оснований, указанных в п. 1 части 1 и части 2 статьи 157.2 ЖК РФ, не требуется.
В указанных случаях договоры на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками и региональным оператором считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором в соответствии с Соглашением.
Дополнительно сообщаем, что договоры на оказание услуги по обращению с ТКО, заключенные между собственниками и региональным оператором, заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Если вам не нравится чужое мнение, это вовсе не означает, что оно неверное.