Навар с мусора. В столице обостряется конкуренция за источники макулатуры
Компания «Эко Бридж» закупала макулатуру у универмага «Московский», пока некий конкурент из числа новичков не предложил магазину лучшие условия. Другая московская фирма обслуживала один из первых «Рамсторов» – вывозила мусор за свой счет, но потеряла контракт, поскольку более расторопная компания предложила гипермаркету деньги за отходы.
«Такое случается постоянно – когда конкурент перебивает цену закупки, – рассказал «Ко» сотрудник фонда «Ресурсосбережение» (ассоциации, учрежденной в 1997 году несколькими заготовительными предприятиями столицы). – Причем чем больше макулатуры остается у магазина или торгового центра, тем выше цена. Хотя контракт на вывоз мусора заключается минимум на год, магазины чувствуют конъюнктуру и могут сменить партнера. Макулатура – это тоже рынок, где спрос формирует предложение».
Невидимая рука рынка
Сейчас средняя цена макулатуры, по данным фонда «Ресурсосбережение», на 20% выше показателя 1997 года. На рост цен повлиял растущий спрос со стороны картонно-бумажных комбинатов, на повышение спроса – модернизация и расширение мощностей этих предприятий, для которых макулатура является выгодным сырьем (стоимость первичного древесного сырья может в пять-шесть раз превышать стоимость вторичного – макулатуры, необходимого для производства одного и того же объема конечного продукта).
За период с 1997-го по 2003 год число московских фирм – заготовителей макулатуры, по оценке специалистов фонда, выросло с 30 до 140. Рост конкуренции привел к снижению прибыльности мусорного бизнеса. «Если три года назад средняя цена закупки макулатуры составляла 500 руб. за тонну, а продажи – 2000 руб., то сейчас соотношение примерно такое: 1500 руб. и 2100 руб. за тонну», – говорит Геннадий Хорошев, гендиректор «Эко Бридж». По словам предпринимателя, с учетом затрат на сортировку, прессовку и доставку вторсырья переработчикам, рентабельность торговли макулатурой составляет 5 – 10%. «Но зато это стабильный бизнес», – замечает он.
Москва – крупнейший город России и соответственно крупнейший источник вторсырья. Московскую макулатуру закупают даже питерские, белорусские и украинские фабрики. Руководство Архангельского целлюлозно-бумажного комбината недавно объявило о планах построить в Подмосковье картонажный завод и создать для него сеть пунктов по сбору вторсырья. За год столица «производит» около 1,2 млн тонн бумажных отходов – использованной упаковки, газет и журналов, ненужных документов, отходов полиграфической промышленности. Из этого объема перерабатывается не более 400 000 – 450 000 тонн, остальное (преимущественно это макулатура из жилого сектора) вывозится на свалочные полигоны или мусоросжигательные заводы. Примерно 40% бумаги и картона для переработки поступает из торгового сектора, еще 60% – от производителей упакованных потребительских товаров, из типографий, офисов, государственных учреждений, школ и жилого сектора.
С мира по листку
Справедливости ради нужно сказать, что бесплатно макулатуру почти никто не отдает, и заготовители конкурируют, например за типографии, так же, как за магазины. Но бурно растущий розничный сектор является для них самым привлекательным источником. «Мы когда-то вели переговоры с «Копейкой», предлагали свою цену, но нам сказали, что есть компания, которая готова платить дороже», – рассказывает Геннадий Хорошев из «Эко Бридж».
Годовой доход столичных магазинов, торговых центров и рынков от продажи макулатуры можно оценить не менее чем в $6,5 млн. Примерно такую же сумму ритейлеры экономят на услугах по вывозу мусора. Конечно, это мизер, если сравнивать эти цифры с общим оборотом розничной торговли (согласно официальной статистике, около $33 млрд в 2002 году). С другой стороны, копейка рубль бережет.
Компания «Вторсырьепереработка», занимающаяся помимо вывоза мусора производством и установкой контейнеров для сбора отходов, безуспешно пытается предложить эту услугу торговым предприятиям Восточного округа. «Вторсырьепереработка», по словам ее гендиректора Виталия Гилядова, не платит за мусор, но все остальные работы осуществляет за свой счет. «Мы готовы устанавливать контейнеры в торговых точках бесплатно, но никто их не берет, – поясняет он. – Нет у нас пока взаимопонимания с розницей».
Бизнес сборщиков во многом зависит от ответственных лиц из руководства супермаркета или рынка. Например, «Вторсырьепереработка» более двух лет бесплатно забирает макулатуру из торгового центра «Москва». «За это время было несколько безуспешных попыток нас отодвинуть, – комментирует Виталий Гилядов. – Как мне сказал гендиректор центра, продавать мусор не его дело».
В целом же ритейлеры не считают торговлю мусором недостойным занятием – раз предлагают деньги, то почему бы не взять. «Спрос рождает предложение, и если приемщики вторсырья настолько заинтересованы в сотрудничестве, что пытаются финансово стимулировать партнеров, то почему мы должны отказываться от их предложений», – говорит Мария Маркова, пресс-атташе торгового дома «Копейка». «Цены и спрос на макулатуру растут, мы ежегодно проводим тендеры и готовы рассматривать любые предложения», – отмечает Ирина Телицына, директор по связям с общественностью сети «Седьмой континент».
Круговорот макулатуры
Дефицит макулатуры в столице обусловлен не ее недостатком как таковым, а тем, что жилой сектор сборщиками практически не окучен – из этого источника на переработку поступает не более 5% бумажных отходов.
Работать с полигонами (так на профессиональном языке называют свалки) многим фирмам не интересно – макулатура там грязная и отсыревшая. Организовать систему закупочных пунктов – тоже проблема. По словам Геннадия Хорошева из «Эко Бридж», только оформление прав аренды на участок под такой пункт обойдется почти в $1000 (это стоимость примерно 20 тонн газет и журналов, такой же объем макулатуры можно собрать за месяц с трех-четырех супермаркетов). У фонда «Ресурсосбережение» в столице шесть заготовительных пунктов, у компании «Вторсырьепереработка» – всего один.
Немногие РЭУ соглашаются отбирать для заготовителей макулатуру на условиях ее бесплатного вывоза. Большинству контор проще платить (деньги-то бюджетные) обычным посредникам за вывоз всех отходов разом. Ставить во дворах контейнеры для раздельного сбора мусора – тоже малоперспективное дело. «Контейнер набирается долго, поскольку большую часть отходов горожане по привычке выбрасывают в мусоропроводы», – говорит Виталий Гилядов из «Вторсырьепереработки», у которой на обслуживании находится несколько площадок в Центральном и Юго-Западном округах.
Фирмам-заготовителям остается надеяться на благосклонность и содействие муниципальных властей. В июле этого года при столичном правительстве было создано Управление по организации обезвреживания и переработки отходов производства и потребления города Москвы. Пока новое учреждение только формирует свои территориальные подразделения. Может быть, именно оно и будет участвовать в создании системы сбора и сортировки мусора в жилом секторе.
А пока торговцы вторсырьем эксплуатируют проверенные, хотя и неоднократно переделенные источники. «Макулатура в Москве фактически ходит по кругу, – жалуется менеджер одной из компаний. – Отходы из магазинов и типографий попадают на фабрики, там из них делают бумагу и упаковочный картон, которые потом становятся мусором, и так далее. Новых источников практически нет».
Заготовители придумывают все более изощренные способы привязать к себе поставщиков. Например, «Эко Бридж» предлагает прессы на условиях лизинга – стоимость сданной макулатуры засчитывается в стоимость оборудования, и примерно через два-три года поставщик становится его собственником. Компания потратила на эту программу свыше $250 000 и установила у своих партнеров более 60 прессов, в том числе в супермаркетах «Седьмой континент», «Петровский», «Столица». Установку прессов по лизингу практикуют и другие крупные фирмы. Но поставщики макулатуры не всегда этим довольны. «Расчеты показывают, что сразу установить собственный пресс выгоднее, – рассказали «Ко» в одной из розничных сетей. – Тонна макулатуры сейчас стоит 1400 – 1600 руб., а той компании, с которой мы работаем на условиях лизинга, мы ее отдаем на 200 – 300 руб. дешевле. За год набирается порядочная сумма. Поэтому мы сейчас рассматриваем вариант покупки пресса, чтобы продавать уже спрессованную макулатуру».
На такое вторсырье и цену можно установить повыше – ведь формально поставщик снижает затраты сборщика на перевозку. Рынок есть рынок. Если есть платежеспособный спрос, то и мусор становится товаром.
Иван Просветов
Деловой еженедельник "Компания"