В Подмосковье остро стоит проблема переработки отходов
Добавьте к этому более 50 тысяч тонн изношенных автопокрышек , тысячи тонн отработанных антифризов, пластмасс, стекла, отработанных масел.
В реках Московской области затоплено и ржавеет несколько десятков судов, на которых покрываются коррозией тысячи тонн черных металлов. Не в полной мере решается проблема утилизации выводимых из эксплуатации летательных аппаратов на нескольких аэродромах Подмосковья.
Все это загрязняет окружающую среду, и хотя губернатор Московской области Борис Громов распорядился создать региональную комплексную систему сбора, переработки и утилизации (рециклинга) транспортных средств, крупногабаритного металлолома, свинцово-кислотных аккумуляторов, бытовой техники, распоряжение губернатора выполняется недостаточно активно.
Сегодня автомобильный парк Московской области насчитывает 1,55 миллиона машин (к 2011 году по дорогам Подмосковья будет ездить 2 миллиона 340 тысяч авто). 90 процентов из них — это легковушки, половина из которых имеет возраст более 10 лет, а каждая десятая прослужила более двух десятилетий. Каждый год завершает свой срок службы в Подмосковье около 80 — 85 тысяч автомобилей (в Москве эта цифра гораздо больше, а именно: 150 — 175 тысяч штук). На свалки области вывозится около 15 тысяч тонн бытовой техники.
Сегодня на свалках можно найти и видеомагнитофоны, и пылесосы, и стиральные машины. Как все это утилизировать без специальной программы? Но самая проблемная, конечно же, утилизация старых автомобилей.
Наша страна заявила о твердом намерении вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), а это значит, что России придется руководствоваться директивой Совета Европейского Союза 2000/53 ЕС «Транспортные средства, вышедшие из эксплуатации». В соответствии с требованиями этого документа «государства-члены Европейского Союза обязаны предпринять меры для организации бесплатной доставки для последнего владельца автомобильных транспортных средств (АТС) на предприятия по переработке, когда такая АТС не имеет рыночной цены...».
В Подмосковье создано несколько межрайонных пунктов утилизации. А самый первый такой пункт открылся в Ногинском районе, в поселке Воровского. Осуществляется тесное взаимодействие с Министерством сельского хозяйства и продовольствия области по утилизации выведенной из эксплуатации сельхозтехники. Уже очищены Раменский, Егорьевский, Чеховский и Наро-Фоминский районы. Программу поддержали Министерство обороны России и МВД РФ, а также власти Москвы.
«В области, действительно, создано несколько базовых межрайонных пунктов утилизации автотранспортных средств, которые находятся в непосредственной близи от Московской кольцевой автодороги, — рассказал Калман Цейтин, профессор, доктор технических наук. — Это города Подольск, Ногинск, Красногорск, Одинцово и Долгопрудный. Сегодня в Подмосковье открылось и действует несколько предприятий по переработке ртути».
Всего же на федеральных дорогах области до 2010 года должно быть открыто 36 пунктов утилизации автотранспорт¬ных средств.
В Подмосковье рассматриваются возможности создания производства по переработке аккумуляторов. По данным экологов, в регионе ежегодно образуется почти 20 тысяч тонн аккумуляторного лома, 6,5 тысячи тонн электролита. А перерабатывается только 20 процентов аккумуляторного лома и 11 процентов электролита. Нет эффективных производств по переработке отработанного масла. Не лучше положение и с переработкой автопластмассы. Сегодня ее прессуют вместе с кузовом.
«Рециклинг позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, — считает эколог Владимир Дроздов, — а также поможет создать необходимые административно-правовые механизмы и использовать экологически безопасные технологии получения вторичных ресурсов и их возврата в промышленное производство. Судя по всему, будут созданы дополнительные рабочие места на предприятиях области».
По материалам газеты "Орехово-Зуевская правда"