Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Промышленный "колхоз" уверенно вписался в рынок

Разместил Редактор в 06.06.2006 (2630 прочтений) Вторичная переработка
Опыт Набережночелнинского КБК показывает, что эффективным собственником может быть и трудовой коллектив.


Предприятия, как люди. Рождаются, достигают пика зрелости, потом утрачивают динамизм развития, ветшают и даже умирают, сиречь становятся банкротами. Чему в бурные годы экономических реформ мы неоднократно были свидетелями.

В утверждении, будто каждый человек уникален, есть известная доля преувеличения. Так и не всем предприятиям выпадает судьба флагманов отрасли. Но если у истоков нового промышленного производства стоит крупная личность, наделенная талантом стратега, а тем более не одна, как и случилось с Набережночелнинским картонно-бумажным комбинатом, то можно не сомневаться: такое предприятие непременно заявит о себе. 15 июня КБК отметит 25-летие своего основания, а коллективу предприятия есть чем гордиться.

"Крестным отцом" КБК в Набережных Челнах можно считать Георгия Михайловича Орлова. Будучи почти ровесником минувшего века, он в сорок лет стал наркомом бумажной промышленности СССР. На него, как и на других членов правительства, легла непростая задача - обеспечить функционирование экономики страны в годы войны и послевоенного восстановления народного хозяйства. Правда, возглавляемой Орловым отрасли не везло: она постоянно реорганизовывалась. Однако Георгий Михайлович гнул свою линию, поэтапно решая проблему комплексной переработки древесины.

В середине 70-х годов он, тогда уже заместитель председателя Госснаба СССР, выступил с инициативой строительства в стране пяти картонно-бумажных комбинатов (в том числе в Набережных Челнах), способных использовать макулатуру. До этого бумажная промышленность отвергала вторсырье. А каждый из задуманных производственных комплексов при выходе на проектную мощность ежегодно сберегал бы от вырубки 20 гектаров леса.

Для реализации проекта в Татарстане в качестве директора нового комбината был приглашен главный инженер Камского ЦБК Сергей Павлович Титов. На месте будущего предприятия тогда возвышалась четырнадцатиметровая гора чернозема, который свозился сюда при строительстве КамАЗа. В наследство от автогиганта досталось еще 56 тысяч кубометров битого бетона, позже пригодившегося при засыпке двух оврагов, пересекавших территорию комбината.

В мае 1980-го Титов был представлен первым руководителям республики и приступил к решению вопросов, касающихся создания предприятия. А через месяц... ушел на пенсию Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, бывший сторонником модернизации отрасли. И финансовое обеспечение стройки повисло в воздухе. По сути, на ней был поставлен крест.

Однако Георгий Орлов нашел-таки выход из положения. Стройбанк СССР согласился пустить на возведение комбината пени и штрафы, которые регулярно взимал с клиентов, - так называемые неучтенные средства. Но в чем отличие кредита от бюджетных капвложений? Его надо возвращать, да еще с процентами. Долги перед банком тяжелыми гирями повисли на экономике КБК, когда тот стал выпускать продукцию (первая очередь была введена в эксплуатацию в декабре 1986 года). Появились проблемы, с которыми не сталкивались "стройки коммунизма". Например, текучесть кадров из-за низкой зарплаты. Ведь прежде чем ее повышать, требовалось расплатиться с кредитами. Однако характера, чтобы сплотить коллектив, Сергею Павловичу Титову и членам его команды было не занимать.

Можно сказать, комбинат первым в стране стал работать в условиях, приближенных к рыночным. И это позволило ему впоследствии с меньшими потерями пережить экономический кризис. Да и не могли, наверное, догматы административно-командной системы отразиться в "геноме" предприятия, которое задумывалось для технического переворота в народном хозяйстве. Именно так - ни больше ни меньше.

Это только на первый, поверхностный взгляд кажется, что Набережночелнинский КБК напрочь затмевают КамАЗ и другие гиганты индустрии. И в самом деле - подумаешь, упаковка, бумага! Почему-то к этому материалу сложилось пренебрежительное отношение. Даже на уровне пословиц и поговорок: "бумага все стерпит", "бумажные страсти" и тому подобное. Но это у нас. В развитых же странах на долю промышленности, связанной с производством бумаги и последующей ее переработки, приходится до 10 процентов внутреннего валового продукта. Надо ли говорить, что СССР безнадежно отставал по этому показателю? Как следствие, из-за некачественной упаковки до 50 процентов продукции по пути к потребителю портилось или терялось.

Да что вспоминать стародавние времена. Еще в 1989 году в России используемая в промышленности и торговле тара на 75-77 процентов была деревянной, а доля картонных ящиков не превышала 5-7 процентов. И без участия КБК перевернуть пирамиду (сейчас гофра используется в 75 случаях из 100) оказалось бы невозможно. Так что челнинцы немало привнесли в осовременивание структуры российской экономики. Сейчас они производят 16,3 процента гофротары в стране (ближайший конкурент - 13 процентов). И занимают 28 процентов рынка сангигиенической бумаги, являясь абсолютными лидерами среди ее производителей.

Но мы забежали вперед. В 90-е годы началось реформирование экономики. Увы, тотальная чековая приватизация не оправдала возлагавшихся на нее надежд, обернувшись катастрофическим спадом производства. КБК, погасив кредиты, тоже получил возможность приватизироваться. Но по уникальному варианту, выбрав статус коллективного предприятия с разделением собственности по паям. А в 1998 году первым в России зарегистрировался как народное предприятие. Генеральный директор комбината С.Титов был в числе инициаторов разработки Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", чтобы после вступления в силу нового Гражданского кодекса страны, где понятие коллективной собственности отсутствовало, не оказаться в правовом вакууме.

Превратившись на законных основаниях в этакий промышленный "колхоз", функционирующий в условиях рынка и без диктата сверху, комбинат вот уже который год доказывает, что эффективным собственником способен быть и трудовой коллектив. Сознание того, что персонал предприятия работает на себя, - лучшая для него мотивация. У КБК был и остается новаторский менталитет. В период экономического кризиса он не только сохранил производство, но и развернул его модернизацию.

Согласно классической формуле рынка, спрос рождает предложение. Но в нашем случае все обстоит не совсем так. Потребитель картонной упаковки зачастую просто не знает возможностей материала, из которой она изготавливается, чтобы сделать заказ на будущее с учетом развития отрасли.

- Поэтому, - говорит начальник технического отдела комбината Владимир Волгин, - мы очень плотно работали и работаем с клиентами, предлагая им совершенно новые виды упаковки. Сейчас сами удивляемся тому, с каких позиций пришлось стартовать! Например, когда изготовили первую партию ящиков из гофрокартона с белым покровным слоем, потребители вынесли неожиданный вердикт: "Не годятся, слишком маркие". Подразумевалось, что у грузчиков на складах обязательно грязные спецовки и руки...

В эпоху всеобщего дефицита не было необходимости в рекламе продукции на упаковке. И к изыскам дизайнеров комбината клиенты поначалу отнеслись скептически. Казалось, они впустую затратили средства на освоение новейших технологий, чтобы достичь высокого качества цветной печати на гофрокартоне - очень сложном материале для полиграфии. Но минуло менее пяти лет, и сегодня востребована практически только упаковка, над которой потрудились дизайнеры.

Комбинат первым в России приступил к выпуску тары сложных конструкций, значительно расширившей границы рынка: микрогофрокартона толщиной до 1,2 мм и семислойного гофрокартона толщиной до 18 мм. В мире они производятся не более чем десятком предприятий. Микрогофрокартон имеет более высокие механические свойства по сравнению с гладким картоном и при этом дешевле. Семислойный гофрокартон находит широкое применение в машиностроении и химической промышленности, заменяя деревянную тару. Что дает выигрыш в цене и упрощает ее утилизацию после использования.

- Занимаясь модернизацией производства, вкладывая значительные средства, - продолжает В.Волгин, - мы испытывали неудовлетворенность, поскольку понимали: сколько ни совершенствуй "Запорожец", он не превратится в "Мерседес". И тогда технический совет КБК принял принципиальное решение: на "главных позициях" отказаться от вполне работоспособного оборудования, поэтапно заменив его ноу-хау. Фактически это обеспечивало технологический прорыв - на тех же площадях, тем же составом работающих более чем вдвое увеличить объемы производства, выйти на новый уровень качества и значительно расширить ассортимент продукции.

Челнинские бумажники первыми в отрасли прорубили "окно в Европу". Поначалу, конечно, пытались привлечь к реконструкции прежних партнеров - предприятия Петрозаводска и Ижевска. Но то, что они предложили, было вчерашним днем. Поэтому комбинат сделал выбор в пользу сотрудничества с иностранными фирмами: "БХС" (Германия), "Мартен" (Франция), "Бобст" (Швейцария), "Фойт" (Германия - Австрия), "Метсо Пейнер" (Финляндия) и другими. Все они - мировые лидеры, которым принадлежит от 60 до 90 процентов рынка в своем классе оборудования. Хотя на комбинате привыкли считать каждую копейку, покупают только технические новинки, не удовлетворяясь базовой комплектацией машин и агрегатов. Каждый проект направлен не на решение сиюминутных задач, а имеет стратегический характер.

Форма собственности - народное предприятие - также стимулирует развитие комбината. Инвестируемые средства принадлежат всему коллективу, автоматически увеличивая стоимость акций. Помимо приличной зарплаты по итогам года работники КБК,
как его совладельцы, получают дивиденды, которые составляют в среднем треть их годового дохода. Распределение акций внутри коллектива происходит в зависимости от трудового вклада каждого работника. Однако в соответствии с уставом предприятия никто не может обладать пакетом, превышающим 2 процента от общего количества акций. Кстати, доля генерального директора - 0,48 процента.

На комбинате достигнут оптимальный баланс между потреблением и накоплением. Здесь вполне прозрачная экономика. Финансовое планирование его деятельности - прерогатива наблюдательного совета, но вся информация о движении денежных средств открыта.

Сегодня народное предприятие пожинает плоды произошедшей на нем технической революции. На качественно новый уровень поднялась культура производства. Технологические процессы компьютеризированы. Намного выше стала квалификация персонала, значительная часть которого прошла через зарубежные стажировки и обучение.

По мнению С.Титова, динамика экономических показателей предприятий, чтобы быть объективной, должна анализироваться на фоне наивысших достижений в советский период. Челнинские бумажники уровень 1990 года превысили более чем в два раза. Так что поставленную Президентом РФ задачу удвоения внутреннего валового продукта они выполнили досрочно, в том числе исходя из собственных критериев оценки экономического роста.

Умеют на комбинате и отдыхать. Тем более что есть где. Помимо жилья на балансе комбината остаются социальная сфера, включая Дом культуры для детей, современный профилакторий и физкультурно-оздоровительный комплекс на берегу Камы, где проходят профессиональные праздники. Побывав на одном из них, президент швейцарского концерна "Бобст" г-н Коопман сказал: "Я завидую вам. Хотя вы живете скромнее, чем Европа, зато не разучились радоваться мелочам. Наши корпоративные вечера не получаются такими веселыми".

За последние годы на комбинате побывали все первые руководители компаний-поставщиков. Через него они лучше узнают и Россию, освобождаясь от стереотипов ее восприятия как олицетворения неорганизованности и бестолковщины. С порядком на КБК полный порядок. Здесь могут поучить дисциплине и самих иностранных партнеров, нещадно штрафуя их за несоблюдение контрактных обязательств. Не в ущерб хорошим отношениям. Есть дружба и есть бизнес. Разделять эти два понятия - тоже большое искусство. Но не случайно коллеги С.Титова из Москвы и Казани сравнивают его с Дэн Сяопином: ничего не развалил и, тем не менее, вписался в рыночные отношения.

Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.
“РТ”.

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -