Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Рекомендации Первого Международного Форума "Чистая Россия-2002. Обращение с отходами: проблемы и решения XXI века"

Разместил Редактор в 15.01.2003 (2248 прочтений) Рынки и политика
Первый Международный Форум "Чистая Россия-2002. Обращение с отходами: проблемы и решения 21 века" прошел 12 - 15 ноября в Москве в формате "Выставка - Конференция - Семинар" при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ , Министерства Промышленности, Науки и Технологий РФ, Госстроя РФ , Правительства Москвы, Правительства Московской области, Московской Городской Думы , Российской Академии Наук, Международной Ассоциации по твердым отходам (ISWA),Российского комитета содействия программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ), Национального Комитета Международной Торговой Палаты.


Форум собрал в качестве участников представителей 150 фирм и организаций из России, Австрии, Германии, Франции, Швейцарии, Польши, Чехии, США, международных структур.
На конференции заслушано и обсуждено 60 докладов в секциях "Чистое производство - Чистое потребление", "Биотехнологии в переработке отходов", "Рынки, рыночные отношения и инвестиции в сфере переработки отходов", "Термические методы переработки отходов".

ФОРУМ КОНСТАТИРУЕТ:

1. Несмотря на внимание, уделяемое проблемам обращения с отходами со стороны органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, ситуация в этой сфере продолжает оставаться напряженной:
- ресурсоемкость единицы ВВП в России в 3-4 раза превышает аналогичный показатель в технически- и социально развитых странах, в связи с чем не уменьшаются удельные объемы образования отходов и теряемой энергии в сферах производства и потребления;
- в обращении с отходами превалирует их захоронение на инженерно неподготовленных и неконтролируемых свалках, шлако- и шламохранилищах, отвалах и подобных им объектах, а также переработка уже образовавшихся отходов;
- внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, переход промышленных и сервисных предприятий на чистое производство / потребление остается перспективой неопределенного будущего, хотя такой путь к снижению загрязнения окружающей среды и ресурсосбережению провозглашен Экологической доктриной Российской Федерации;
- не определено Федеральное министерство/ведомство, ответственное за формирование государственной политики ресурсосбережения в части технологических ресурсов, перевода промышленных и других предприятий на чистое производство/потребление и реализацию этой политики в форме Федеральных целевых программ и проектов;
- при использовании технологических ресурсов слабо используется опыт повышения энергоэффективности производства и потребления, накопленный, в частности, в демонстрационных зонах высокой энергоэффективности (Тюменская обл., Республика Коми, Московская обл.)
- статистическая отчётность в сфере управления отходами, форма № 2-ТП (токсичные отходы), не соответствует действующей в РФ классификации отходов по классам опасности, не затрагивает сферу управления коммунально-бытовыми отходами и не позволяет идентифицировать ресурсорасточительные производства и ресурсорасточительных потребителей как основные источники образования отходов производства и потребления.

2. Серьезным недостатком НИР и ОКР в сфере обращения с отходами является слабость их экономической составляющей, что существенно затрудняет привлечение финансовых ресурсов в эту сферу.

3.В практике управления отходами городских территорий не используются современные программные продукты и базы данных, обеспечивающие многовариантное моделирование процессов управления отходами с минимальными затратами средств и времени, и оптимизацию этих процессов по природоохранным, экономическим и социальным критериям;

4. Рынок отходов, продуктов их трансформации во вторичные ресурсы и продукцию, получаемую с их использованием, в России не развит: при обороте капитала на мировых рынках указанных выше продуктов 70 -80 млрд. долл/год в России он составляет 0,2-0,4 млрд. долл/год

5. При разработке и осуществлении проектов перевода предприятий на чистое производство и других проектов по управлению отходами практически не используются такие эффективные инструменты, как информационные ресурсы и авторитет торговых палат различного уровня и финансовые возможности связанных с ними структур.

6. Неудовлетворительным является уровень интеграции России с международными структурами (союзами, ассоциациями и др.), определяющими принципы управления отходами на уровне мировой экономики и ее отдельных секторов; Россия не имеет своих представителей в большинстве этих структур.

7.В массе отходов, образующихся на территории Российской Федерации, особое место занимают отходы животного и растительного происхождения, ежегодный объем образования которых составляет 435 млн. т. Вторичные биоресурсы являются сырьем для термохимической и биотехнологической переработки в ценные виды топлива (газ, уголь, жидкое топливо), электрическую и тепловую энергию, высокоэффективные органические удобрения и удобрительные компоненты (гуминовые препараты), экологически чистые биопластики (строительный материал), лекарственные препараты, кормовые добавки и другие виды продукции. Россия располагает значительным количеством разработок в области биотехнологий, которым необходимо дать экономическую оценку на предмет целесообразности их доработки до уровня использования в народном хозяйстве.

8.Крайне тревожной представляется ситуация с ртутьсодержащими отходами: их сбор, транспортирование и переработка осуществляются мелкими малоквалифицированными фирмами, не имеющими лицензий на осуществление этой деятельности, в связи с чем возникает угроза техногенных чрезвычайных ситуаций различного масштаба.

9.Несмотря на огромный ресурсный потенциал отходов и продуктов их переработки, сфера управления отходами не превратилась в России в экономически эффективный самостоятельный сектор национальной экономики, как это имеет место в развитых зарубежных странах.

10.Одним из негативных явлений в сфере управления отходами является неадекватное соотношение прав, обязанностей, финансовых и иных ресурсов на уровне региональных и муниципальных администраций, несущих основное бремя обязанностей по управлению отходами соответствующих территорий, но не обладающих ресурсами, необходимыми для выполнения этих обязанностей на современном уровне. Проблема приобретает особую важность в связи с подготовкой законопроектов о местном самоуправлении и о разграничении полномочий центральной и региональной властей

11.Участники выставки/конференции, в т.ч. зарубежные, отмечают декларативный, рамочный характер Российского законодательства в области управления отходами, ориентацию нормативных документов, в т.ч. стандартов, на управление отходами исключительно по принципу “на конце трубы”.

ФОРУМ:

1. Считает ресурсосбережение в основном производстве и в сфере потребления главным стратегическим инструментом обращения с отходами, не умаляя при этом роль и значение эффективной переработки образовавшихся отходов и их использования в качестве технологического и энергетического сырья.

2. Отмечает важную пионерскую роль Национального центра экологического менеджмента и чистого производства для нефтегазовой промышленности в продвижении в Россию концепции чистого производства/ потребления и в практической реализации этой концепции.

3. Считает целесообразным создание на основе действующих хозяйствующих субъектов в основных отраслях экономики Российской Федерации демонстрационных объектов (предприятий, хозяйств и др.), деятельность которых подтверждала бы природоохранную, экономическую и социальную эффективность обращения с отходами на основе концепции чистого производства/ потребления, а сами предприятия являлись бы центрами передачи практического опыта другим природопользователям; при создании указанных объектов необходимо учесть опыт формирования зон высокой энергоэффективности на территории Российской Федерации и аналогичных объектов за рубежом.

4. Считает целесообразным создание демонстрационных промышленных объектов, на примере которых может быть продемонстрирована эколого-экономическая и социальная эффективность разработанных в России биотехнологических методов переработки отходов:
- станции высокорентабельной биотехнологической переработки органических отходов животноводства/ птицеводства в газообразное топливо, электрическую и тепловую энергию, высокоэффективные органические удобрения, гуминовые подкормки, кормовые добавки при животноводческой ферме КРС на 300 -400 голов, либо при свиноводческой ферме на 3000 -4000 голов, либо при птицефабрике на 200 -300 тысяч голов кур несушек.
- комплекса переработки твердых бытовых отходов, сочетающего сепарацию и биотехнологическую переработку органической составляющей ТБО в органические удобрения, газообразное топливо, электрическую и тепловую энергию с традиционными методами переработки неорганических компонентов.
- комплекса по переработке отходов деревообработки в биопластиковые строительные материалы при одном из предприятий деревообрабатывающей промышленности в Московской области или из отходов растениеводства (соломы) в одном из южных регионов России.

5. Отмечает расширение возможностей термических методов переработки отходов, в частности за счет привлечения в эту сферу методов газификации, плазменных и других высокотемпературных энергоэффективных технологий и оборудования; в этих условиях становится особенно актуальной объективная сравнительная эколого-экономическая экспертиза соответствующих проектов, исключающая одностороннюю, неоправданную ориентацию на "традиционные" методы сжигания отходов.

6.Считает целесообразным принять меры, направленные на
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с существованием ртутьсодержащих отходов:
- провести экологическую экспертизу (сертификацию, лицензирование) предприятий, осуществляющих сбор ,транспортирование, хранение и переработку ртутьсодержащих отходов;
- просить МЧС РФ проанализировать ситуацию в рассматриваемой области с позиций Федеральных законов «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- просить МПР РФ рассмотреть возможность предоставления льгот предприятиям – эмитентам ртутьсодержащих отходов по платежам за загрязнение окружающей среды в размере платежей за утилизацию этих отходов.

7.Обращает внимание Госстроя РФ, его региональных структур, администраций регионального и муниципального уровня на целесообразность широкого использования современных компьютерных технологий при управлении отходами и программных продуктов, представленных на Форуме и предлагаемых в демонстрационной версии всем желающим бесплатно ( на английском языке).

8.Просит Госкомстат РФ рассмотреть вопрос о приведении статистической отчётности в сфере управления отходами в соответствие с действующими нормативными документами и современными методами управления отходами на основе концепции ресурсосбережения.

9. Считает целесообразным создание национального объединения (союза, ассоциации) участников сферы управления отходами в целях объединения их усилий и потенциала на внутреннем и внешних рынках, усиления позиций в законодательных и исполнительных властных структурах.

10.Считает целесообразным проведение в 2003-2004 годах тематической конференции "Управление отходами на региональном и муниципальном уровне", а также Форума "Чистая Россия -2003"; предлагает Оргкомитету рассмотреть вопрос об учреждении премий, дипломов и призов для участников Форума;

11. Просит Агентство промышленной информации – одного из организаторов и участников Форума – подготовить аналитический обзор (доклад), отражающий ситуацию на рынках вторичных ресурсов и получаемой из них продукции в России и за рубежом и основные тенденции развития этих рынков, и представить этот обзор на одном из мероприятий, упомянутых в п. 8 настоящих рекомендаций.

12. Рекомендует Оргкомитету Форума представить настоящие рекомендации соответствующим органам законодательной и исполнительной власти и заинтересованным сторонам в государственном и частном секторах экономики, общественным организациям, предпринять шаги по реализации предлагаемых мероприятий с привлечением заинтересованных лиц, компаний и организаций из числа участников Форума.

13. Выражает благодарность всем информационным и финансовым спонсорам Форума , при этом особо отмечает вклад Промышленной Компании «Втормет» (Москва) в организацию мероприятия.

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -