Перспективы развития рециклинга в Московской области
"Губернатор Московской области Борис Громов поставил перед нами задачу создать в области индустрию рециклинга т.к. нынешнее положение дел с переработкой отходов далеко от идеала, - пояснил заместитель министра экологии и природопользования правительства Московской области Олег Петруков, - В Москве сейчас работают два мусоросжигательных завода, которые суммарно перерабатывают около 400 тыс. тонн отходов в год, это около 10% от всего образующегося объема отходов, однако, это экономически крайне неэффективно и, кроме того, наносит ущерб экологии т.к. при сжигании происходит выброс вредных веществ. Кроме того, продукты переработки мусороперерабатывающих заводов и также непереработанный мусор захораниваются на полигонах или просто бездумно сваливаются в карьеры т.к. законодательство допускает такую возможность. Сейчас в Москве и Московской области 48 полигонов, общей площадью около 700 га и около 40 карьеров. Все понимают, что и дальше накапливать мусор на необорудованных полигонах уже невозможно - ведь, в частности, сточные воды, загрязненные попаданием вредных веществ, восстановлению не подлежат. Поэтому мы решили к 2010 году полностью отказаться от захоронения непереработанных отходов, и, кроме того, отказаться от практики захоронения мусора в карьерах".
Директор по исследованиям и развитию НПК "Механобр-техника" Василий Арсентьев предложил в первую очередь развивать строительство сортировочных станций с тем, чтобы впоследствии быстрее и дешевле было организовать производство вторичного сырья из бытовых отходов. Кроме того, что вторичные резину, пластик, стекло, бумагу и т.д., полученные из мусора, можно продать или пустить в производство различных изделий, из отходов также можно получать энергию (заменяющую электроэнергию). "В частности, отобранные фракции пластика можно продавать предприятиям для получения из них энергии. Особенно в этом заинтересованы металлургия и цементные производства, но и любое другое производство может до 10% энергии получать из поставляемых на него специально подготовленных топливных фракций", - пояснил Василий Арсентьев. По мнению Василия Арсентьева, в рециклинге нет проблем со сбытом полученных вторичных продуктов, есть проблема преодоления инертности и экономической заинтересованности в сохранении существующего порядка вещей некоторых структур. "Например, всем известно, что при добавлении в асфальтобетон резиновой крошки фракции - 1 мм, повышается морозостойкость и жаростойкость покрытия, срок эксплуатации дороги увеличивается в 3 - 5 раз, эта технология применяется во всем мире. В Пушкине построили такую экспериментальную дорогу, результаты блестящие, однако, широкого применения технология не получила из-за сопротивления дорожников: им выгоднее ремонтировать одну и ту же дорогу ежегодно", - говорит директор по исследованиям и развитию НПК "Механобр-техника" Василий Арсентьев.
НПК "Механобр-техника"
Лидия Лазарева
т. (812) 331-02-41
e-mail: lazareva_lyu@npk-mt.spb.ru
http://www.mtspb.com