Грядет «мусорный» налог. Законодательство по переработке отходов в этом году ждут серьезные перемены
Настоящую революцию не только в рециклинге, но и во многих смежных отраслях произведет федеральный закон «О вторичных материальных ресурсах». Председатель комиссии Госдумы РФ по экологии Владимир Грачев, побывавший в конце июня с визитом в Санкт-Петербурге, пообещал, что закон о вторичных материальных ресурсах будет принят Госдумой уже в этом году на осенней сессии.
Этим нормативным документом в России вводится принципиально новая экономическая схема обращения с отходами – от сбора до переработки. Специалисты, разрабатывавшие документ, за образец взяли западный опыт: для производителей товаров длительного пользования вводится новый налог – на последующую утилизацию своего товара. Однако данный налог будет поступать не в бюджет, а в спецфонд, из которого потом предполагается дотировать переработчиков различных отходов (пластика, резины, стекла и т. д.).
Распределение финансовых потоков будут контролировать саморегулируемые организации, объединяющие участников рынка рециклинга. В Петербурге подобная организация появилась около года назад – несколько участников рынка учредили Санкт-Петербургскую ассоциацию рециклинга.
«Как только будет принят федеральный закон, весь интересный, с коммерческой точки зрения, мусор (в частности, упаковка) начнет уходить к переработчикам. По нашим прогнозам, они будут забирать 25 – 30% отходов, поступающих сегодня на мусороперерабатывающие заводы, – говорит председатель совета директоров ассоциации, генеральный директор НПК «Механобр-техника» Леонид Вайсберг. – Таким образом, удастся решить две проблемы: сократить количество мусора в городе и сэкономить на строительстве очередного мусороперерабатывающего завода – это как минимум 280 млн евро первоначальных инвестиций. После принятия закона о вторичных материальных ресурсах Петербургу потребуется уже не четыре мусороперерабатывающих завода, а всего три».
Напомним, что в Петербурге ежегодно образуется 8,6 млн кубометров бытовых отходов, но промышленной переработке подвергается всего 25% из них, оставшаяся же часть поступает на полигоны для захоронения в непереработанном виде. Для сравнения: в Германии годовой оборот рынка переработки отходов оценивается примерно в 50 – 70 млрд евро.
Правда, небольшие шаги навстречу переработчикам отходов городские власти делают. Как пояснил начальник отдела обращения с бытовыми отходами управления по работе с отходами жилищного комитета Александр Агуренков, принятая в 2005 году в Петербурге концепция обращения с отходами предусматривает увеличение доли промышленной переработки отходов до 65%. Достижению этой цели, в частности, должно способствовать введение раздельного сбора мусора.
Основные цели раздельного сбора мусора: сокращение нагрузки на бюджет за счет уменьшения общего объема отходов, поступающих на переработку, и максимально возможное вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов. Кроме того, в планах жилищного комитета – создать в ближайшее время электронную систему контроля за отходами, начиная с места их образования до последующей утилизации, также ожидается, что в этом году должна быть принята концепция обращения с опасными отходами.
Однако некоторые специалисты считают, что внедрять в городе раздельный сбор мусора, при этом экономически никак не стимулируя жителей к сортировке отходов, бессмысленно. Скептически настроен и Леонид Вайсберг: «Я хорошо знаю, как функционирует система раздельного сбора в Германии. В последнее время, чтобы поддерживать ее жизнеспособность, им уже требуется экологическая полиция, теленаблюдение, введение колоссальных штрафов и т. д. Не говоря уже о том, что собранный раздельно мусор все равно частично приходится пересортировывать. Например, в собранном раздельно пластике может оказаться до 20% стекла».
Эксперты, принимавшие непосредственное участие в разработке и городского закона об обращении с отходами, и федерального закона о вторичных материальных ресурсах, уверены, что только материальная заинтересованность бизнеса в переработке отходов может кардинально изменить существующую ситуацию.
А ситуацию с утилизацией отходов в городе сейчас нельзя считать удовлетворительной. Так, по мнению специалистов, не обезвреживаются должным образом опасные отходы. Из 80 городских лечебных учреждений только две крупные больницы имеют установки для обезвреживания медицинских и биологических отходов. Из остальных медучреждений они попадают в бытовые отходы и либо поступают на два городских завода (МПБО и МПБО-2) для механической переработки, либо прессуются и отправляются на полигон для захоронения.
Между тем необеззараженные медицинские отходы представляют опасность для здоровья человека. Особенно учитывая то, что наши полигоны не соответствуют ни одному из современных требований. В частности, на них нет ни дренажной системы, ни ловушек для метана, образующегося в результате гниения. А поскольку Петербург расположен в довольно низкой относительно уровня моря точке, уровень грунтовых вод здесь довольно высок. Поэтому, полагают специалисты, в конечном счете все стоки с полигонов, где хранятся необезвреженные отходы, попадают в Финский залив и даже в питьевую воду – там, где ее получают из артезианских скважин.
Правда, по словам Александра Агуренкова, в ближайшее время планируется установить две централизованные мощные установки для обслуживания малых больниц. При этом более крупные медучреждения должны получить собственные установки.
Санкт-Петербургские Ведомости