Древесина, которую раньше отправляли на свалку, теперь приносит прибыль, а опилками отапливают средневековый замок
Во время второй мировой войны здесь было вырублено много деревьев. Поместье сильно пострадало, и часть лесов перешла в управление Британской Комиссии по Лесному хозяйству. Тогда же дубовые посадки были разбавлены небольшим количеством саженцев туи, чтобы дубы росли прямыми и высокими.
Теперь же владелец поместья лорд Хертфорд, девятый маркиз, чья семья владеет замком Ragley с 1860 года, решил восстановить дубовые рощи в первозданном виде. В результате туя была срублена, и поместье столкнулось с проблемой утилизации 1500 тонн этой древесины, которая, в отличие от американской туи, не имеет особой ценности. На объявление о продаже бревен откликнулся всего один потенциальный покупатель, который предложил смехотворную цену в 3 фунта стерлингов за тонну.
В поместье имеется своя большая пилорама, которая распиливает дуб и хвойные породы, а выпускает доски для строительства амбаров, сараев, ворот и оград, столиков для пикников.
Однако доски из туи не имеют высокой рыночной стоимости, так что по расчетам управляющего поместьем Алана Грэнджера, переработка этих бревен на пилораме экономически себя не оправдает. Кроме того, у туи волокнистая кора, которая забивает пилящий механизм традиционных рам.
Тогда менеджер лесного хозяйства Майк Бокс предложил использовать компактные ленточные станки с узким пропилом.
Вначале Алан Грэнджер сильно сомневался, что эти станки способны делать достаточно качественный распил, чтобы на пиломатериалы из такого дешевого дерева как туя нашелся покупатель. Он внимательно изучил технологию и обнаружил, что "распил у этих относительно маленьких станков великолепен".
Кроме того, появилась дополнительная экономия затрат по транспортировке бревен из леса.
Два мобильных станка Wood-Mizer LT40MD были отбуксированы к сложенным после форвардера бревнам, которые распиливаются на месте. При этом повреждения почвы минимальны, в отличие от большегрузных самосвалов, на которых раньше бревна возили на пилораму. Станки Wood-Mizer работают от дизельного двигателя и оборудованы собственной гидравлической системой, которая быстро загружает бревно на станину с помощью двух гидравлических лап. Другой рычаг вращает его, выбирая наилучшее положение бревна для начала распиловки. Широкие гидравлические роликовые выравниватели компенсируют конусность бревна. Двухплоскостной прижим прочно закрепляет бревно, и затем начинается процесс раскроя древесины по одной доске, причем минимальная толщина последней доски 2,5 см.
Подобный процесс стоит значительно дешевле распила на традиционных пилорамах. А если добавить к указанной экономии доходы от продажи бруса, балок и заборов из туи, то дело становится для поместья довольно выгодным. Сейчас, благодаря инновационному процессу, поместье рассчитывает получить прибыль эквивалентную £30-£40 за тонну.
Более того, управляющий поместьем Алан Грэнджер обнаружил возможность утилизировать отходы распиловки: горбылем, который обычно отправляют на свалку, можно топить котлы и обогревать замок 17 века, и даже генерировать электричество, сэкономив при этом примерно 100000 литров нефтепродуктов, или в пересчете на деньги £35000 в год.
"Как вариант это может быть котел на опилках, который снабжается от щеподробилки и обогревает большую часть дома, а затем вращает турбину генератора для производства электричества - в этом случае тепло становится только сопутствующим продуктом. Потребуется примерно 1000 тонн туи в год, но я уверен, что древесины нам хватит", - говорит Алан Грэнджер.
Такое практичное использование туи, - породы, которую обычно не принимают в расчет, - отражается на репутации поместья: считается, что это хозяйство ведет экологически рациональную практику лесоводства, включающую также выращивание саженцев, прореживание и регенерацию лесов. Ключом к прибыльному использованию туи стали два мобильных ленточных станка, которые в отличие от стационарных лесопилок стоят дешевле и дают больше возможностей для своих пользователей.
Wood-Mizer
WOOD.RU