Нашёл завод сырьё на… свалке
Ровно год назад здесь было начато новое производство. Сегодня объём переработки картона достиг уже тысячи тонн в месяц. В настоящее время ЦБЗ — один из крупных переработчиков картонных отходов в Свердловской области.
До этого главной продукцией на заводе была бумага. Она и сейчас не ушла на второй план. Основные мощности по-прежнему настроены на её выпуск.
Кстати, бумага эта не белая, не писчая, а, так сказать, техническая. Делается исключительно из целлюлозы хвойных пород деревьев. На ЦБЗ из неё изготавливают тару — мешки для сыпучих смесей. Клеёные — для строительных (цемент, алебастр), сшитые нитками — для продовольственных (крупы, макароны).
Продукция, увы, не дорогая, хоть и необходимая. Разбогатеть на ней сложно. Тем более, что себестоимость бумаги получается достаточно высокая хотя бы уже потому, что на неё идёт ценная хвойная древесина.
Экономические сложности предприятия и заставили его генерального директора Владимира Глузмана подумать о смежных производствах.
— Идея перерабатывать отходы из картона пришла неожиданно, — говорит Владимир Леонидович. — Прежде всего потому, что сырья этого кругом — навалом. А наше оборудование при определённой модернизации вполне годится для такого производства. Технологически процесс получения картона из макулатуры во многом схож с процессом его изготовления из целлюлозы. Вот мы и взялись за это дело. Тем более, что предварительные расчеты показывали, что выгода очевидна. Особенно при тех ценах, которые тогда существовали.
А цена картонных отходов тогда не превышала рубля за килограмм. Поставлять их охотно согласились многие заготовительные организации, прежде всего екатеринбургская фирма «Уралвторма», считающаяся одной из крупных на мусорном рынке области. Но не только. Поступили предложения из Нижнего Тагила, других городов.
Появились желающие и в самой Новой Ляле.
— Инициативу проявили несколько частных предпринимателей, — продолжает Владимир Леонидович. — Они организовали сбор картона по городу, в магазинах. Начали его отсортировывать и на свалках. Мы начали закупать. Выгода нам, выгода и городу: чище стало на улицах.
К сожалению, рынок довольно быстро отреагировал на появление нового крупного переработчика картона. Аналогичные предприятия в других регионах, потеряв некоторых поставщиков в Свердловской области, тут же подняли цены. Пришлось не отставать и новолялинцам. Сейчас ЦБЗ закупает отходы картона уже по четыре рубля за килограмм.
По цехам завода мы прошли вместе с начальником технического отдела Марией Шулеповой.
— В настоящее время, — говорит она, — ЦБЗ стал настоящим участником областной экологической программы по переработке отходов. Хотя официально таковым и не является. И экономической помощи за это не получает. Это огорчает. Особенно, когда видишь, что в некоторые предприятия вкладывают большие бюджетные деньги, а отдачи нет. ЦБЗ остро нуждается в инвестициях и мог бы давать ощутимый доход, но на него мало обращают внимания.
В самом деле, определённая несправедливость тут есть. Во всём мире предприятия, занимающиеся переработкой бытовых отходов, имеют льготы. У нас в России об этом пока лишь идут разговоры. Законодательно это никак не закреплено. Поэтому ЦБЗ не имеет никаких льгот и за всё платит сполна.
Процесс переработки картона начинается с цеха гидроразбивки. Сюда отходы поступают по транспортёру и загружаются в огромные круглые чаны-гидроразбиватели. В них же заливается вода и определённые клеящие вещества. Затем чаны, а на самом деле своеобразные мясорубки, включаются. Картон в них размельчается и одновременно размешивается до киселеобразной массы.
За этим процессом неусыпно следит оператор Роман Алещенков.
— Конечно, — говорит он, — я уже и на глазок могу определить, готова масса к разливке или нет. Однако всё равно, пока специалисты лаборатории не дадут добро, мы этого не делаем. Только по их команде.
Кстати, производство на ЦБЗ круглосуточное. Останавливать его нельзя, как и металлургическую плавку.
Как только масса достигает нужной консистенции, её подают на бумагоделательные машины. Здесь главные действующие лица — машинисты. В данный момент вахту несли Сергей Копылов и Вячеслав Еролёв.
Тут, пожалуй, надо сделать маленькое отступление. Обслуживают они станки необычные, немецкого производства. Однако выпущенные ещё в… 1913 году! Дореволюционные!
— Эти машины привезены сюда вскоре после Великой Отечественной войны, — улыбается Шулепова. — Трофейные ещё. Однако до сих пор служат. Самое печальное, заменить их на новые нет сейчас никакой возможности. Современные стоят десятки миллионов долларов. Где такие деньги взять?
— Конечно, — продолжает тему Сергей Копылов, — оборудование старое, однако отечественному по-прежнему не уступает. При этом выносливое и неприхотливое в эксплуатации.
От себя замечу: шумит, правда, громко. Возле самой машины приходится буквально кричать, чтоб услышать друг друга.
— Собственно, тут, — объясняет Сергей, — и происходит процесс преобразования жидкой массы в картон. Правда, сперва в мягкий, но достаточно вязкий и прочный. Прежде всего, благодаря специальному клею. Затем картонную ленту с помощью роликов отжимают, потом — сушат. Словом, с одного конца в машину поступает жидкая масса, а с другого — выходит скрученный в рулоны картон.
Кстати, выход готовой продукции достаточно высок. Из тысячи тонн отходов получают 800–850 тонн нового картона по цене до 15 рублей за килограмм.
— Конечно, картон можно производить и из целлюлозы, — отметил Глузман, завершая наш разговор. — Но зачем, когда на свалках горы бросового картона? Ведь тем самым мы сохраняем лес на корню и выполняем важную экологическую задачу. Поэтому хотелось, чтобы от государства не было преград, да и помощь не помешает. Пока же похвастаться этим ЦБЗ не может.
Анатолий ГУЩИН,
"Областная газета",
Свердловская область