Москва учится делать деньги на мусоре
Ставка будет сделана на создание крупных автоматизированных комплексов по сортировке и переработке вторичного сырья. Их предполагается разместить на территории двух мусороперегрузочных станций на улице Бирюсинка и в промзоне "Южное Бутово", на территории Сетуньских и Котляково-Коломенских групповых очистных сооружений, а также на автопредприятиях в проезде Серебрякова, Остаповском проезде и на Головинском шоссе. Каждый - производительностью до 500 тыс. т в год.
Для начала Москва планирует вложиться в реконструкцию мусороперерабатывающих предприятий. Правда, всего в размере 2 млрд руб. Сумма выглядит не очень значительно, если учесть слова вице-президента Российского Зеленого Креста Александра Чумакова. Он отметил, что мусоросжигательные заводы обходятся городу в $15 млн ежегодно.
По подсчетам эксперта, доход от комплексной переработки твердых бытовых отходов (ТБО) может приносить столице в два раза больший доход.
В ближайшее время начнут действовать еще два мусоросжигательных завода (один - уже к концу этого года), аналогичных алтуфьевскому и рудневскому. А с запуском пятого завода в Москва сможет отправлять в огонь, а не на полигоны 70% всего мусора. Шестой завод очистит столицу на все сто.
Один из грандиозных планов – извлекать из мусора прибыль, до сих пор был лишь мечтой местных чиновников. Три действующих мусороперерабатывающих завода для такого мегаполиса как Москва – смехотворно мало.
Впрочем, ничего удивительного. Сам термин "вторичное сырье" появился в столице не так давно, всего два года назад. Но резких улучшений не произошло: виной тому федеральное законодательство, которое тормозит дело, не позволяя московскому закону заработать в полную силу, уверяет председатель комиссии по экологической политике Московской городской думы Вера Степаненко.
Ежегодно Москва "прирастает" на 19 млн т разного рода отходов. Из года в год это число растет на 3-4%. Практически весь мусор вывозится на 48 полигонов в Московской области, занимающих территорию в 915 га.
Сейчас в столице перерабатывается всего 27-28% твердых ТБО, остальная часть - захоранивается (в целом по России перерабатывается всего 2-3% ТБО).
Переработка ведется в двух направлениях: сырьевом (когда некоторые компоненты отходов используются вторично) и энергетическом (имеется в виду сжигание отходов с целью производства энергии), уточняет представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы Александр Маякин.
Яркий пример - создание специализированного предприятия с участием города – ОАО "Управляющая компания "Авторециклинг", которое, в частности, занимается переработкой брошенных автомобилей.
Не менее уникален и комплекс по переработке изношенных автопокрышек в резиновую крошку мощностью 12 тыс. т/г, из которой изготавливаются дорожные плиты для трамвайных и железнодорожных переездов.
Возможности для расширения мусороперерабатывающего бизнеса велики. Если учесть, что в московском мусоре содержатся миллионы тонн макулатуры, пластика, текстиля, стекла, черного и цветного лома, древесины, резины и кожи.
Поэтому в перспективе к утилизации отходов Москва планирует привлечь производителей. "Думаю, систему вторичной переработки должен наладить производитель продукции. Так, на Западе есть законы об ответственности производителей за последующую утилизацию техники, которую они выпускают", - в интервью "Интерфаксу" сообщила Степаненко.
Пример надо брать с Запада, где во многих странах в цену этой техники включена небольшая стоимость последующей ее утилизации (так называемая залоговая стоимость).
dp.ru