Рециклинг алюминия может выйти «из тени»
Лом и отходы деформируемых сплавов в нашей стране составляют по некоторым оценкам от 40% до 45% от всего объема заготавливаемого алюминиевого вторичного сырья (около 380 тыс. т в 2007 г.). Однако на производство деформируемых сплавов до недавнего времени использовалось не более 15% от заготавливаемого деформируемого лома. И только в 2007 г. произошло существенное увеличение этого показателя: для производства деформируемых сплавов было использовано около 120 тыс. т лома и отходов, что составляет уже почти 30 % заготовленного деформируемого сырья.
Остальной деформируемый лом, как и прежде, пошел на литейные сплавы и раскислители. При этом для предприятий, которые производят готовые марочные литейные сплавы, использование деформируемого лома создает дополнительную проблему – необходимость удаления излишков магния. Его содержание в литейных сплавах зачастую должно быть значительно ниже, чем в большинстве деформируемых. В процессе решения этой проблемы тратятся дорогостоящие реагенты, образуются экологически опасные шлаки и выбросы в атмосферу, и вдобавок к этому безвозвратно теряется сам дорогостоящий магний. Поэтому закупочная цена на лом деформируемых сплавов у нас обычно бывает ниже, чем на литейный лом, и не отражает реальную ценность этого материала.
Одной из причин такого состояния дел является разнообразие марок деформируемых сплавов и наличие в некоторых из них таких компонентов, которые исключают использование отходов данного сплава при производстве других деформируемых сплавов. Решению этой проблемы мешает низкая культура заготовки лома и его первичной переработки, а также крайне ограниченное применение современных технологий сортировки и разделения вторичного сырья в России.
И самое неприятное в том, что в настоящее время не просматривается экономических стимулов, которые могли бы заставить ломосдатчиков и заготовителей поднимать культуру заготовки и внедрять современные технологии переработки лома. В частности, при заготовке и переработке такого распространенного вида лома, как алюминиевая банка, первоначальный ломосдатчик получает за свою часть работы около $900 за 1 т, мелкий заготовитель – $280, крупный переработчик лома до $170, а металлургическое предприятие, которое производит новую продукцию из лома, работает уже на грани убыточности. Налицо резкое снижение рентабельности по мере движения лома от ломосдатчика к конечному потребителю. И почти такая же картина наблюдается при переработке других видов лома.
По мнению Д. Пузанова, одной из главных причин отсталого состояния сбора, заготовки и предварительной переработки лома алюминия является выход деятельности некоторых участников рынка за рамки правового поля. Не секрет, что в этой сфере зачастую применялись такие способы извлечения необоснованной выгоды, как оприходование промышленного лома от имени физических лиц, продажа юридическими лицами за наличный расчет, сокрытие фактических объемов заготовки и поставки лома и т. п.
Экономической основой правонарушений в сфере обращения лома цветных металлов до недавнего времени было получение дополнительного дохода за счет уклонения от уплаты НДС с использованием фирм-однодневок. Однако с начала 2008 г. уплата НДС при реализации лома отменена. Это дает отрасли уникальный шанс выйти из тени и встать на цивилизованный путь развития.
Государство в вопросе наведения порядка на рынке лома не собирается останавливаться на отмене НДС. Сейчас в Минпромэнерго разработан и подготовлен к утверждению проект новых Правил обращения лома и отходов цветных металлов, рассматриваются предложения по изменению и дополнению Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома.
«Но одного изменения нормативных документов вряд ли будет достаточно для полной декриминализации рынка. Необходимо, чтобы сам бизнес был заинтересован в реализации требований этих документов», – подчеркнул Д. Пузанов.
ИИС «Металлоснабжение и сбыт»