Деньги под ногами
О причинах, определяющих неотложность решения золошлакового вопроса, о конкретных действиях и о действующих лицах, заинтересованных в решении проблемы золошлаковых отходов (ЗШО), рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды ОАО «ОГК-1» Ольга Шевелева.
– Начнем нашу беседу с отчасти дилетантского, отчасти провокационного вопроса. Большинству наших читателей понятно, с чем связана актуальность проблемы утилизации ЗШО. Но почему она стала особенно актуальной именно сейчас, если этой теме понадобилось посвящать совещание федерального масштаба? Значит ли это, что возможности полигонов для хранения отходов исчерпаны? Или переработка отходов может стать прибыльной при условии «подвижек» в законодательстве?
– Во‑первых, крупные предприятия энергетики никогда не вывозили золошлаковые отходы на полигоны. Для них создавались специальные места хранения, так называемые золошлакоотвалы, что позволяло не смешивать ЗШО с другими видами отходов. Таким образом, ЗШО оставались доступными для дальнейшего использования.
А актуальность темы совещания объясняется несколькими причинами. Вспомним, что при социализме ЗШО находили применение в народном хозяйстве, многие ГРЭС тогда имели системы сухого удаления золы – это способ, при котором зола сохраняет максимум полезных качеств. В перестроечный период система использования ЗШО, как и других видов отходов, оказалась разрушенной. А вот сегодня снова появился реальный рынок спроса и предложения по ЗШО. Появился и интерес к вхождению в этот рынок – я думаю, это ярко свидетельствует о том, что жизнь налаживается. Так что всероссийское совещание – мероприятие более чем своевременное. Такой своеобразный дайджест всего, что достигнуто в России в этой области, всего, что может быть достигнуто в ближайшем будущем. Возможность здесь и сейчас получить весь комплекс интересующей информации по переработке ЗШО.
Может ли стать прибыльной переработка отходов в рамках существующего законодательства? Это хороший вопрос. Ответ на него в общем случае – «нет, не может». А вот применительно к отдельным видам отходов, в том числе к ЗШО, ответ иной. Ведь для предприятий энергетики речь в данном случае идет в первую очередь не о получении прибыли, а о минимизации затрат. В последние полтора-два десятилетия новых мест хранения ЗШО не создавалось, и сегодня золошлакоотвалы российских ГРЭС заполнены, что называется, «под завязку». Альтернативы такие: можно отводить под золоотвалы новые земли – десятки, если не сотни гектаров, причем в непосредственной близости от ГРЭС, возможно, с вырубкой леса или вблизи жилого массива. Очевидно, что в одних случаях это очень трудно и нежелательно, в других – просто невозможно. Можно наращивать ограждающие дамбы существующих золошлакоотвалов, реализуя схемы высотного складирования отходов – тогда понадобятся уже не многомиллионные, а многомиллардные затраты. А можно внедрять методы переработки ЗШО и при этом не только возвращать в хозяйственный оборот миллионы тонн вновь образующегося ценного вторичного сырья, но и расчищать ранее накопленные залежи – существуют и такие технологии. Мало того, при этом предприятие еще и получит некоторую прибыль, снизит экологические платежи, уменьшит эксплуатационные затраты по удалению отходов, ведь в подавляющем большинстве случаев в России применяется мокрый способ золо- и шлакоудаления.
«Наш выбор – не плодить «рукотворные болота»
– Что побудило ОГК-1 заниматься практическим решением этой проблемы – экономические соображения, экологические требования, привлекательные предложения партнеров, какие‑то иные причины? И каковы результаты, достигнутые на сегодняшний день?
– Все эти причины присутствуют в той или иной мере. Начнем с того, что емкость золоотвала Каширской ГРЭС близка к заполнению, и тот выбор дальнейшего пути, о котором мы только что говорили, – это и есть наш реальный выбор. Именно сейчас определяется сценарий развития «золошлаковой» деятельности ОАО «ОГК-1» на многие годы. И наш выбор – не плодить «рукотворные болота», а внедрять такие методы обращения с отходами, которые дадут эффект как в плане экономики, так и в плане снижения воздействия на окружающую среду.
А привлекательные предложения, конечно же, есть, и реализуются они на Каширской ГРЭС во многом благодаря очень одаренному и неравнодушному человеку – коммерческому директору КГРЭС Евгению Вячеславовичу Еременко, честь ему и хвала. В качестве основного партнера мы выбрали на сегодняшний день ООО «Строительная компания «Выдрица», с чьей помощью начали осваивать выпуск золобетонов автоклавного твердения с применением наноструктурных элементов. Не собираемся расставаться и с ЗАО «Геополис» – за ним технология производства строительных материалов методом полусухого объемного вибропрессования, учитывающим рекомендации ВНИИЖБ. Кроме того, Каширская ГРЭС продает на электронной площадке «B2B-Energo» («business-to-business») золу уноса в полном объеме годового выхода и одновременно ищет способы активизировать реализацию ЗШО непосредственно с золоотвала. Покупательский спрос на вторичное сырье имеется, а вот чтобы удовлетворить его, необходимо создать систему удобной отгрузки ЗШО.
Радует, что и на второй нашей ГРЭС, использующей уголь, – Верхнетагильской – руководство четко ориентировано на переработку золы.
– Что представляют собой способы, которыми решается эта проблема? Насколько я представляю, речь идет, в частности, о производстве строительных материалов. Если это производство уже работает, то кто его потребители?
– Да, в основном речь идет о производстве строительных материалов, хотя, если взять, допустим, такой пока еще экзотичный для российского рынка продукт сгорания топлива, как микросферы, то он находит применение в весьма наукоемких отраслях. А вопрос о потребителе,
конечно, ключевой вопрос всякого производства, ведь именно спрос стимулирует промышленность. Конечно, нужно работать над этим, используя преимущество естественного удешевления продукции за счет использования ЗШО. И креативный момент здесь очень важен – нужно найти такую нишу на рынке, где именно эти свойства вторичного сырья окажутся оптимальными. Я верю в становление рынка «золошлаковых» материалов, ведь другого сценария просто не дано.
«Земля наша велика и обильна…»
– Кто, на ваш взгляд, заинтересован в решении золошлакового вопроса (помимо генерирующих компаний)? Возможно ли частичное решение этого вопроса в порядке частных инициатив? Как решается этот вопрос за рубежом? Может ли пригодиться нам зарубежный опыт, возможно, какие‑то ценные идеи можно найти и в опыте советской эпохи?
– Заинтересованность у бизнеса есть. Частная инициатива… Без нее вообще ничего никогда не произойдет, и развитие малого и среднего бизнеса вокруг данного вопроса вполне логично. Если же сравнивать решение золошлакового вопроса «во времени и пространстве», то есть в былом Советском Союзе и сегодняшнем «западном» мире, то можно сказать, что, хотя в Союзе вопросы переработки отходов в целом были поставлены очень и очень неплохо, но объем переработки ЗШО был все же невелик – недостаточен по современным меркам. А вот в европейских странах осуществление любой деятельности, в том числе и теплоэнергетической, без обеспечения наиболее полной утилизации отходов вообще запрещено.
У европейцев просто нет возможности отводить драгоценные участки своей территории под огромные отходохранилища или под песчаные карьеры, как это делается у нас. Они вынуждены быть рачительными. А нас, наверное, губит то, что мы такая просторная и такая богатая природными ресурсами страна. И данное совещание в Новосибирске – последнее, кстати, совещание, организованное РАО «ЕЭС России», – еще один маленький шаг к тому, чтобы разумно распоряжаться своими просторами и своими финансами.
Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА
"Энергетика и промышленность России" № 13 (105) июль 2008 года