Злоключения электроники
ОДНА из главных сегодня экологических проблем — как безболезненно избавиться от отслуживших свой срок телевизоров, компьютеров или мобильников. Производители «хайтека» постоянно выбрасывают на рынок новые, более совершенные модели. Неудивительно, что и объёмы промышленных отходов год от года растут. Так, в странах Евросоюза ежегодно на свалку отправляются до 6 млн. тонн электронных устройств, среди них только сотовых трубок — 11 млн. В Москве, по оценкам экологов, каждый год выбрасывают 50 тыс. тонн б/у электроники. Эти отходы представляют опасность для человека: микросхемы содержат токсичные мышьяк, свинец, ртуть и др.
«Однако на переработку попадают менее 10% этих отходов, — утверждает Алексей Киселёв, представитель Гринпис России. — В Москве есть только одно предприятие, занимающееся их утилизацией, но через него проходит 6–8 тонн в год. Есть сервис-центры, которые принимают сломанные приборы. Но кто контролирует деятельность коммерсантов? Как они утилизируют б/у электронику и утилизируют ли вообще? Система контроля и учёта токсичных отходов отсутствует».
Хоть выкидывать на помойку вышедший из строя телевизор или холодильник нам запрещают сразу три закона, наказание за это не предусмотрено. Юридически прописана и ответственность производителей за утилизацию своей продукции. А вот промежуточного звена — кто и как должен собирать у населения б/у электронику — до сих пор нет. Если в Европе любой желающий может сдать ненужный ему электроприбор в супермаркете или крупном торговом центре, то у нас во дворах даже не предусмотрено отдельного контейнера для этих целей. И если столичные власти всё-таки наладят систему сбора электронных отходов, понесут ли москвичи их туда, куда надо? Ведь очевидно, что к раздельному сбору мусора жители Первопрестольной приучаются не очень охотно. «По нашим оценкам, всегда есть 20% населения, готовых участвовать в селективном сборе бытовых отходов, а остальные постепенно подтягиваются за ними, — уверен Алексей Киселёв. — Но людям нужна гарантия, что эти отходы будут действительно утилизированы по всем экологическим требованиям, а не захоронены обычным способом на свалке. Московским властям надо задуматься, что они станут делать с теми 50 тыс. тонн токсичных отходов, которые удастся собрать у москвичей. Одного завода по утилизации, ныне работающего, будет явно недостаточно».
Дмитрий ПИСАРЕНКО
"АиФ" № 15 (717) от 11 апреля 2007 г.