Неторопливость, граничащая с безразличием. Минпромторг готов лишь в 2010 г начать проект по утилизации авто
В ведомстве отмечают, что новая система стартует как пилотный проект: в качестве площадок для осуществления эксперимента рассматриваются, в частности, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород.
В США и Европе программы по платной утилизации старых авто довольно успешно работают уже несколько месяцев /в 12 странах/. К примеру, в Германии продажи автомобилей выросли в июне на 40 проц по сравнению с аналогичным периодом 2008 г, а в июле рост составил 30 проц. По мнению экспертов Ассоциации автопроизводителей Германии VDA, такой резкий всплеск на фоне продолжающегося кризиса вызван успехами государственной программы по субсидированию утилизации старых автомобилей при покупке новых. Напомним, что до конца 2009 г в стране будут продолжаться выплаты в объеме 2500 евро всем гражданам, сдающим в утиль машину в возрасте не менее девяти лет и покупающим новую.
В США при обмене старого авто на новое можно получить до 4500 долл в рамках программы по утилизации, которая, похоже, приглянулась американцам. Выделенный первоначально миллиард долларов закончился уже через 10 дней после начала программы.
Эксперты не исключают, что падение в июле в США объема продаж авто "всего" на 12 проц – не плохой результат в условиях продолжающегося кризиса, который сильно "придавил", в том числе, и автомобильную отрасль. Вполне логичным выглядит решение Сената США /прим. принято на прошлой неделе/ о выделении еще 2 млрд долл на финансирование программы по премированию владельцев новых автомобилей, сдающих свои старые машины в утиль.
Почему же российские чиновники не спешат внедрять в стране программу по утилизации старых авто в условиях катастрофического падения /в июле 58 проц по сравнению с июлем 2008 г/ объемов продаж в РФ новых авто?
Всем очевидно, что россияне перестали покупать новые машины в 2009 г из-за резкого падения доходов и удорожания авто по причине повышения пошлин в начале 2009 г. Поэтому премия в виде единовременной выплаты в размере 1,5-2 тыс долл за утилизацию старого авто могла бы также стимулировать спрос у россиян на покупку новой машины. Почему Минпромторг медлит с решением о запуске программы по выплатам денежных бонусов за утилизированную машину? Почему эта программа стартует только в следующем году, ведь падение объемов продаж машин в РФ в 2009 г не прекращается? Почему, наконец, в министерствах "жадничают" и не торопятся выделять деньги на эту программу, хотя увеличение потребительского спроса на авторынке в результате покроет затраты на эту программу в виде налогов от производителей и продавцов авто.
Социологи проводят опросы, в которых задают респондентам вопрос о том, считают ли они правильным шагом увеличение господдержки автомобильной отрасли, которая призвана стать локомотивом российской экономики, и получают поголовные утвердительные ответы на этот счет. А чего хотят чиновники, которые несут ответственность за реанимацию автомобильной отрасли РФ? И, наконец, программа по утилизации старых авто должна быть поддержана, в первую очередь, потенциальными покупателями автомобилей Lada – очень веский довод в пользу того, чтобы внедрять эту программу, ведь правительство нянчится с "АВТОВАЗом" последние полгода, стараясь не допустить остановки завода.
Но как следует из заявлений Минпромторга, программа по утилизации авто упирается в банальные преграды – в РФ отсутствует инфраструктура для складирования автомобильной рухляди.
Принципы, одобренные Минпромторгом, предполагают разработку и принятие новой нормативной базы и, в результате, создание полномасштабной инфраструктуры для утилизации автотранспортных средств, отмечается в сообщении Минпромторга. Бюрократическая машина в кризис не снижает оборотов: создана рабочая группа по реализации эксперимента, в которую войдут представители Минфина, Минрегиона, Минприроды, МВД, ФНС, администрации Москвы и Московской области, объединений автопроизводителей РФ, крупных дилеров, а также независимые эксперты.
Итак, у владельцев 10-летних авто в следующем году появится шанс обменять их на 50 000 руб, однако не деньгами, а ваучером на покупку нового отечественного автомобиля. Предварительные предложения по утилизации старых автомобилей в начале этой недели были приняты рабочей группой, созданной по поручению премьер-министра, сообщил представитель Минпромторга. Когда именно появится окончательный вариант, он не уточнил. "Мы рассчитываем, что программа заработает с 1 января 2010 г", - сказал директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов. Цель, которую преследуют власти, - сократить долю неэкологичных и потенциально небезопасных машин на российских дорогах /по данным "Автостата", машины старше 10 лет составляют примерно половину автопарка — 14,7 млн/, а с другой стороны — стимулировать продажи новых отечественных автомобилей, включая иномарки местной сборки.
Условия программы также сформулированы. В частности, хозяин должен владеть машиной не меньше года. "Машина должна быть на ходу, она должна быть зарегистрирована в ГИБДД, и на нее должен быть полный пакет документов", - уточнил чиновник. Сдав такую машину на утилизацию, владелец получит ваучер на 50 000 руб, который можно использовать только для покупки нового автомобиля российского производства. Его стоимость, в отличие от госпрограммы льготного кредитования, не будет ограничена, уверяет А.Рахманов.
Предполагается, что принимать машины на утилизацию будут дилеры или специализированные фирмы /в Москве и области утилизация бесплатная/, а ГИБДД и Минпромторг будут контролировать процесс. "Сотрудники ГИБДД будут проверять, на кого зарегистрирована машина, не находится ли она в угоне. А министерство будет контролировать VIN-номера, чтобы не допустить сдачу несуществующей машины или сдачу машины два раза", - уточнил А.Рахманов. Эта схема предварительная, конкретный механизм должен быть разработан позднее, добавил он.
В следующем году в рамках пилотного проекта по утилизации планируется продать до 200 000 новых машин, сообщил А.Рахманов, т. е. эта программа может обойтись государству в 10 млрд руб. Минпромторг заявку на необходимую сумму подал в Минфин, однако пока никакого ответа не получил, утверждает чиновник. В Минфине не смогли это прокомментировать.
Анализируя первые "наброски" программы по утилизации старых авто, эксперты высказывают сомнения относительно ее эффективности. В частности, они считают, что стоило бы снизить возраст машин с 10-ти до 7 лет, ведь машинами до 2000-го года выпуска сейчас владеет небогатые россияне, преимущественно владельцы "Жигулей". Массово покупать иномарки россияне стали лет семь назад, поэтому им сейчас самое время поменять машину на новую. Было бы разумным разрешить использовать полученный ваучер в качестве взноса по автокредиту, но этот вариант пока не рассматривается. Скорее всего, ваучеры будут в ходу у владельцев "Жигулей", живущих в провинции. Однако как объяснить тот факт, что программа по утилизации авто стартует, как было сказано выше, в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, в которых потенциальных покупателей Lada не много?
Возможно, в процессе согласования программа по утилизации авто будет более убедительно подогнана под условия рынка. Отметим лишь, что другое начинание правительства в рамках поддержки автопрома в период кризиса – программа по субсидированию кредитов при покупке новых отечественных авто явно пробуксовывает: эксперты изначально говорили о том, что ценовые рамки, ограничивающие список авто по льготной программе суммой в 350 тыс руб, слишком узкие и нужно было не с августа, а уже с марта определять стоимость машины в размере 600-700 тыс руб.
http://www.prime-tass.ru