Утилизация автомобилей поднимет цены?
То, что утилизационная программа не доработана, признал даже премьер-министр Владимир Путин: «Нет и инфраструктуры, нет достаточного количества в регионах предприятий, которые занимались бы утилизацией, – сказал он по этому поводу в правительстве. – До сих пор не разработана система логистики – доставки техники к местам утилизации».
Заместитель генерального директора подмосковного завода «Втормет» Юрий Воронцов, как передает агентство «Автоньюс», считает, что «цены на машины будут подняты в пределах 10-15%. Дилерам надо окупать свои риски, среди которых отсроченный платеж в 50 тыс. рублей и содержание машины. Для того чтобы риск минимизировать – они поднимут цены».
Если рассмотреть мировой опыт, то между их и нашим «велосипедом» есть пара различий. Там за автоутиль предлагались живые деньги. У нас – ваучер. Получается некий трейд-ин: стоимость утилизируемого автомобиля добавляется к стоимости нового. И еще – если там вырученные средства вливались в оборот уже существующего механизма, то у нас утилизационный бизнес начинается с нуля.
Большие планы на программу у АвтоВАЗа. Вице-президент по маркетингу и продажам ОАО «АвтоВАЗ» Максим Нагайцев заявил: «Мы планируем очень амбициозно по программе взять половину от возможных продаж».
Возможно, так и получится, потому что дилеры иномарок смотрят на проблему «кисло». «Судя по активности владельцев автомобилей марки Skoda, воспользуются программой не более 5% клиентов, – говорит руководитель отдела продаж Skoda компании «МФ Лидер» Вадим Вагин. – А поднимать цену на авто ради того, чтобы компенсировать убытки от такого количества покупателей, нецелесообразно. Поэтому, даже если государственная компенсация будет идти с трудом, особой роли ее отсутствие не сыграет».
«Не знаю, как отреагируют на программу другие марки, но ГАЗ останется в прежней цене, – говорит руководитель отдела продаж марки компании «Акос» Максим Афанасьев. – Завод устанавливает определенные «рекомендуемые» цены, и если кто-то вдруг станет повышать цену на автомобили марки, то его ожидает штраф. Конечно, мы опасаемся, что непродуманная программа принесет ощутимые трудности и даже убытки. Но все это будет первые пару месяцев, Потом, когда выдернутые из оборота активы начнут возвращаться, работа войдет в норму».
Как рассказал Максим, телефонная активность потребителей относительно программы утилизации старых авто высокая. Другое дело, что народ в общей своей массе мало что понимает. Задают много вопросов, но почему-то путают нашу и западную программы. Про старые коммерческие автомобили спрашивают мало, их и так успевают разобрать на запчасти.
Тем временем в Минпромторге лежит уже 1260 заявок от готовых к участию дилеров. Министерство при этом работает не с самими дилерами, а с автопроизводителями, которым и причитаются бонусы.
«Точка зрения на то, что для дилеров программа утилизации окажется убыточной, – ошибочна, – считает аналитик компании «Финам» Дмитрий Баранов. – Во-первых, несмотря на то, что сроки ещё не установлены, государство будет заинтересовано в том, чтобы быстрее вернуть дилерам эти 50000 рублей, потому что вся программа задумывалась для поддержания отечественного автопрома, и если эти деньги будут задерживаться, то дилеры не смогут покупать новые машины, то есть удар придётся опять-таки по автопрому. Кроме того, сами дилеры могут начать отказываться от участия в этой программе, если им будут задерживать положенные выплаты. И в-третьих, участие в программе выгодно для дилеров, потому что на фоне падения продаж почти на 50% приход в салон покупателя с живыми деньгами, который будет приобретать машину за сумму гораздо большую, чем 50000 рублей, – это очень приятный факт для любого дилера. Ради этого можно и чуть-чуть подождать возврата этих денег».
Осталось подождать месяц, и станет ясно, чье мнение оказалось наиболее близким к истине.
Александр ДАНИЛОВ
www.116auto.ru