Нездоровые отходы индустрии здоровья
Как минимум пятая часть того, что выбрасывают больницы, представляет собой опасность для человека и окружающей среды.
Несмотря на это, в РФ до сих пор нет четкого закона, который бы регулировал эту сферу. Существует только один документ, регулирующий оборот медицинских отходов в стране - свод правил, которые регулярно нарушаются.
"Медицинские отходы могут содержать все три фактора опасности: биологический (возбудители инфекционных заболеваний), химический (токсичные вещества) и радиоактивный", - так начал беседу с корреспондентом РИА Новости Руководитель Отдела гигиены окружающей среды НИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН Николай Русаков.
По информации Росприроднадзора по ЦФО, цивилизованным обращением с медицинскими отходами не может похвастаться ни одно медицинское учреждение.
Руководитель Росприроднадзора по ЦФО Антон Кульбачевский выделяет основные нарушения: "Медицинские отходы неправильно собираются, не обеззараживаются на территории лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), а также вывозятся на свалки и полигоны ТБО".
В РФ существует только один документ, регулирующий оборот медицинских отходов
Академик Русаков принимал непосредственное участие в разработке СанПиНа 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
Это единственный действующий на территории РФ на данный момент документ, регулирующий ситуацию в области медицинских отходов. В нем дана классификация отходов ЛПУ и определен порядок их обращения.
Медицинские отходы делятся на пять классов опасности:
Класс А (неопасные).
Класс Б (опасные).
Класс В (чрезвычайно опасные).
Класс Г (отходы, близкие по составу к промышленным).
Класс Д (радиоактивные отходы).
По словам ученого, самые распространенные классы опасности - "Б" и "В". Это то, с чем контактировал больной: одноразовые шприцы, иглы, капельницы, катетеры, системы для переливания крови, скальпели, перчатки, перевязочные материалы. По СанПиНу они должны быть обеззаражены на территории ЛПУ и собраны в одноразовую упаковку.
СанПиН не соблюдает никто
По информации Роспотребнадзора, несовершенство законодательной базы в решении данного вопроса ведет к целому ряду грубых нарушений.
В первую очередь это отсутствие дезинфекции перевязочного материала, одноразовых шприцов, отходов операционных блоков и лечебно-диагностических помещений.
У ряда ЛПУ нет специального санитарно-гигиенического оборудования, инвентаря и расходных материалов для упаковки медицинских отходов.
Во многих стационарах нет маркированных по группам отходов контейнеров, а также помещений для их временного хранения.
Необеззараженные медицинские отходы хранятся в контейнерах, предназначенных для бытового мусора.
Внутри ЛПУ отсутствует безопасная транспортная цепь, исключающая возможность контакта персонала и пациентов с инфицированным инвентарем.
Нет специального транспорта для перевозки отходов с территории стационара до мест уничтожения (захоронения, сжигания).
Больница N55
19 мая 2010 года сотрудники Росприроднадзора по ЦФО (Центральному федеральному округу) приехали в клиническую больницу N55 города Москвы с плановой проверкой. Целью инспекции было выяснить, соблюдают ли в ЛПУ СаПиН.
Государственный инспектор Росприроднадзора по ЦФО Сергей Мельников в больничных помещениях нарушений не выявил. Зато обнаружил их на улице - опасный медицинский мусор находился в открытом доступе.
"Контейнеры должны быть под замком, чтобы кто попало в них не лазал. А здесь некоторые пакеты с отходами порвались, к тому же они не подписаны", - объяснил Мельников.
По его словам, на упаковке нужно указывать номер больницы, номер отделения и фамилию ответственного лица.
"Тогда у нас будет возможность отследить дальнейшую судьбу этих пакетов. И в случае если отходы попадут, например, на свалку, то мы сможем легко установить виновных", - говорит инспектор.
Шприцы в помойке
Съемочная группа РИА Новости посетила и другие ЛПУ Москвы и Московской области, уже без сотрудников Росприроднадзора.
Практически ни одно медицинское учреждение не заботится об использованном инвентаре. Отходы класса "Б" попадают в обыкновенные контейнеры. Любой человек, оказавшийся на территорию больницы, имеет свободный доступ к опасному мусору.
"Такие отходы нужно хранить в отдельных, закрытых контейнерах. Упаковка ни в коем случае не должна быть нарушена", - говорит руководитель Росприроднадзора по ЦФО Антон Кульбачевский.
Опасно для жизни
"Сейчас медицинские учреждения не думают о своих отходах. Заключили договор с перевозчиками - и все. Те же, в свою очередь, везут инфицированный инвентарь на полигон или на свалку. Таких транспортных компаний только в Москве более тысячи", - сетует Кульбачевский.
"Схема такая, - продолжает чиновник, - медицинский мусор перемешивается с обычным. Тут простая экономика, захоронить отходы "Б" и "В" классов стоит более 20 рублей за килограмм, а неопасные - в три раза дешевле".
Академик Русаков говорит, что отходы классов "Б" и "В" должны быть подвергнуты обязательному термическому обезвреживанию.
По статистике Росприроднадзора, в России сжигается менее одного процента от всех медицинских отходов.
"На сегодняшний момент мы находимся в ситуации, когда есть прямая угроза попадания зараженных отходов в города", - заявляют чиновники.
Исследования ВОЗ показывают, что человек, который укололся использованным шприцом, может в 30% случаев заразиться вирусом гепатита "В", в 1,8% "С" и в 0,3% ВИЧ.
Медицинские отходы также могут стать причиной таких болезней как туберкулез, холера, чума, сибирская язва, СПИД.
"Сейчас наиболее распространен химический способ обеззараживания с помощью дезинфекционных средств. Это не самый лучший выход. Дезинфектант не всегда проникает в каждую клетку отхода. Не все микроорганизмы умирают", - уверен Николай Русаков.
Термический способ обезвреживания медицинских отходов
Съемочная группа РИА Новости отправилась в один из городов Подмосковья, где уже пять лет функционирует установка по сжиганию медицинских отходов.
"Компания занимается сбором, транспортировкой и термическим обезвреживанием медицинских отходов. Мы обеспечили все ЛПУ упаковочным материалом и контейнерами. Каждый день наш автомобиль собирает медицинские отходы по всему городу", - рассказывает о работе предприятия его директор Виталий Васильев.
Он же объясняет принцип работы установки: "Отходы поступают сюда, и уже здесь мы обезвреживаем их с помощью пиролиза. Отходящие газы догорают при температуре 1100-1200 градусов, затем они проходят через водяной скруббер, и через дымосос на выброс. Установка способна уничтожать до одной тонны мусора в сутки".
"Ежеквартально на границе санитарно-защитной зоны производятся замеры по выбросам. Все выбросы соответствуют предельно допустимым концентрациям. Люди, работающие на предприятии, прошли специальное обучение, обеспечены средствами индивидуальной защиты. Плюс каждый день получают молоко", - уверяет Васильев.
Стоимость утилизации разная. Для городских и муниципальных ЛПУ она не превышает 24 рублей за килограмм отходов, для коммерческих организаций цены выше.
"Пакеты мы не открываем, но и так видно, что в них. Попадаются мыши с крысами, на которых ставили опыты. Бывают и части тела с внутренними органами. Они приходят в особо уплотненной упаковке. Это нормально. Хуже было бы, если бы все это попадало на свалку", - делится своим мнением директор.
Новый технический регламент
Росприроднадзором совместно с Правительством Москвы, Ростехнадзором и Роспотребнадзором была создана рабочая группа, перед которой стояла задача разработать технический регламент по обращению с опасными отходами медицинского происхождения "Б" и "В" классов на территории Москвы. Занимался этим вопросом "Национальный Центр Эколого-Эпидемиологической Безопасности".
"Наш центр был создан год назад, с целью скоординировать усилия и исправить ситуацию в сфере обращения с медицинскими отходами", - объясняет исполнительный директор центра Владислав Жуков.
По его словам, регламент в настоящее время находится в Правительстве Москвы и скоро должен быть подписан.
"В основном пункте документа прописана обязанность ЛПУ заключать договора с организациями, которые обладают мощностями по термическому обезвреживанию медицинских отходов", - говорит Жуков.
При такой политике опасные отходы перестанут попадать на свалки.
"Наш центр предложил на инвестиционном начале, без обременения бюджета Москвы и области организовать 15 площадок по термическому обезвреживанию в Московской области. Мы рассчитали, что это позволит полностью избежать рисков попадания медицинских отходов в среду проживания людей. Тогда эта темя для Москвы и Московской области будет закрыта", - продолжает исполнительный директор центра.
"Подобные пути решения возможны и для регионов. Там основная проблема в отсутствии денег. Мы это предусмотрели и разработали альтернативный вид финансирования. При отсутствии целевых федеральных средств. В случае медицинских отходов мы предложили обременить поставщиков расходных материалов. Это не такие большие деньги. Поставляют продукты штучно, а утилизируют их в килограммах", - говорит Жуков.
Он надеется, что ЛПУ поймут необходимость цивилизованного подхода к этому опасному вопросу и поддержат начинания чиновников.
Владислав Жуков рассказал о дальнейших действиях чиновников: "На основе регламента Правительство Москвы разработает постановление, в котором будут прописаны не только правила обращения с медицинскими отходами, но и наказания за их несоблюдение".
Насколько действенными окажутся предпринятые меры, говорить пока рано, но положительным моментом можно считать хотя бы то, что власти обратили внимание на эту актуальную проблему в сфере здравоохранения общества.