Необычная машина ЧТЗ заодно с экологией - компактор ЧТЗ БКК-1
Попали под каток
Ежедневно на одного горожанина образуется в среднем два килограмма твердых бытовых отходов (ТБО). Мусор вывозят на свалки, где его ровняют бульдозерами. Но давление гусениц на грунт небольшое, и отходы практически не уплотняются. Образуется пожароопасная воздушная подушка, отходы гниют, свалка разрастается. Снабженный специальным бульдозерным отвалом, компактор не только разравнивает ТБО по полигону, но, главное, уплотняет и измельчает их стальными барабанами колес с большими металлическими шипами. Получается бульдозер и каток одновременно. Использование компактора позволяет в полтора – два раза увеличить срок службы полигона.
У истоков создания машины в 2000 году стоял заместитель главного конструктора ЧТЗ Георгий Вулах.
Сербский вариант
Когда Вулаха не стало, работы по его тематике возглавил Вершинский. В 2006 году был изготовлен первый образец компактора. На сегодня сделано несколько, все компакторы собраны на бывшем опытном заводе и отгружены потребителям. Один на экспорт – в Сербию.
На первых образцах стояла отечественная гидравлика, из-за чего трансмиссия была ненадежной. Дело усугубляла неграмотная эксплуатация. На одном полигоне ТБО компактор нормально работал до тех пор, пока обученный оператор не ушел в отгул. Сменщик, не зная особенностей эксплуатации машины, быстро вывел трансмиссию из строя.
– Мы убедились, что самое сложное в эксплуатации техники с гидростатической трансмиссией – следить за трактористом, чтобы он не залил в машину любое масло из грязной емкости, это фатально для ГСТ, – сетует Леонид Вершинский.
Когда пришел экспортный заказ, конструкторы модернизировали компактор, оснастив его гидротрансмиссией немецкой фирмы «Линде» с электронным управлением. Обновленный образец ожидания конструкторов в целом оправдал.
– Нас торопили скорее отгружать, заказчик ждет, а мы ещё не завершили испытания, – рассказывает Леонид Валерьевич. – Но я настоял: откатать всё, что намечено. Делали это ночью, в две-три смены. На этот раз учли негативный опыт, в Сербии два наших специалиста месяц обучали местных операторов и механиков тонкостям эксплуатации. Компактор уже полтора года там успешно трудится.
Торможение цикла
Трансмиссия, электроника, рулевое управление, тормозная система – все это установлено на модернизированном компакторе импортного производства. Барабаны колес ЧТЗ заказывает на челябинском заводе «Анкер», где их могут гнуть из 30-миллиметрового стального листа. Шипы к ним приваривают на ЧТЗ. 25-тонная машина оснащена двигателем ЯМЗ мощностью 230 лошадиных сил. Все остальное сделано на ЧТЗ, включая шарнирно-сочлененную раму, бортредукторы, облегченный отвал и кабину с защитой ROРS-FOPS.
Одна из первых машин (ещё с отечественной трансмиссией) работала на большом полигоне в Краснодаре. А теперь наш дилер в этом крае Николай Платов, директор ООО «Абинск–ЧТЗ сервис», привез компактор на завод и заказал его модернизацию по сербскому варианту.
Сейчас над этим БКК трудятся в производстве специальных машин (на бывшем опытном заводе ЧТЗ). Компактор получит немецкую трансмиссию. Его уже ждет покупатель. Дилер не прочь приобрести ещё один.
www.chtz-uraltrac.ru