Александр Бойко, "НКПак": "Отходы упаковки - ценнейший вторичный ресурс"
Знаете ли Вы об инициативе Минприроды, о том, что разрабатывается такой законопроект и что в течение месяца он будет представлен? Участвуете ли Вы как представитель этого бизнеса в разработке подобного закона?
Да, конечно, мы знаем об этом законе, участвуем, пытаемся доказать то, что упаковка – это отдельная категория твердых бытовых отходов. В общем-то, наша позиция была такой издавна: эту систему, эту сферу надо регулировать законодательно отдельно, так как упаковка – это достаточно своеобразная категория, и отходы упаковки – это ценнейший вторичный ресурс.
И что же предлагается в законопроекте?
Вначале мы предлагали создать собственное законодательство, как это делается во многих странах мира, которое регулировало бы и создавало систему раздельного сбора отхода упаковки, которая позволила бы, с одной стороны, пускать их как вторичный ресурс сырьевого производства, а, с другой стороны, обеспечить существование такой системы финансово. Это действует во многих странах мира, существует европейская директива, посвященная этой проблеме, она действует с 1992 года, и мы пытались на основе этой директивы подготовить такие же законопроекты. Но, к сожалению, наши доводы здесь учитываются не полностью и, скорей всего, будут приняты общие законы, касающиеся не только отходов упаковки, но и отходов мусора в целом.
Будет как-то законодательно закреплено строительство новых заводов, мусоросжигательных или каких-то других технологий, о чем идет речь в законе?
Здесь изначально должна существовать система сбора отходов, стимулирование самого сбора этих отходов, выделение их из общей массы мусора и направление соответствующими каналами или на мусороперерабатывающие заводы, или на заводы, которые позволят разделить по фракциям отходы упаковки, так как в основном здесь 4 фракции: картон, бумага, металлы, стекло, полимерные отходы. И все они могут стать или вторичными ресурсами для повторного производства той же самой упаковки или для других товаров, в том числе товаров народного потребления, как это делается во многих странах. И, в общем-то, существуют проекты, которые позволяют это сделать. А строительство уже самих мощностей по переработке, наверное, это дело бизнеса, который на основе такой системы и на основе законодательства позволит зарабатывать серьезную прибыль.
Если все-таки Вам удастся с помощью поправок провести Вашу инициативу относительно переработки упаковки и вторичного ее использования, отразится ли это как-то на ценах тех же упаковочных товаров?
Конечно, да, потому что, в конце концов, платит всегда конечный потребитель, который и использует эту упаковку, но отдача будет все-таки гораздо более весомой. С одной стороны, это позволит все-таки удешевить ресурсы, которые используются для производства упаковки за счет, допустим, вторичного использования макулатуры. У нас, к сожалению, в структуре тарных картонов примерно треть картона на основе макулатуры и 2/3 на основе целлюлозы. Мы, таким образом, тратим природные ресурсы. А в Европе наоборот картина выглядит совершенно иначе: 2/3 картонов достаточно высокого качества производится на основе макулатуры, и 1/3 – целлюлозных картонов.
Переход нашей страны на бумажную упаковку и отказ от полиэтилена и всех производных возможен ли в ближайшие годы?
Вряд ли, потому что в принципе полимерная упаковка имеет право на существование. Сейчас она позволяет добиваться очень большого эффекта за счет материальной емкости упаковки. Мы можем получать сегодня многочисленные пленки из разных видов полимеров, которые позволят обеспечить прочность упаковки, какие-то высокие барьерные свойства. Это очень важно. Полимерная упаковка зря относится к категории вредных упаковок. При нормальном отношении к ее сбору все это становится достаточно экологичным.
www.Unipack.Ru