Время собирать лампы
К примеру, переход на энергосберегающие технологии начался со снятия с производства ламп накаливания мощностью 100 ватт и больше, в магазинах в широком ассортименте появились энергосберегающие лампы. Но при этом технология утилизации отработавших свое ламп, содержащих ртуть и потому небезопасных для экологии, практически отсутствует. Нет и понятной нормативной базы. Как быть в данной ситуации?
В интервью «МК в Новосибирске» руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Юрий Марченко изложил свой взгляд на решения проблемы.
— Юрий Юрьевич, сегодня на весь Новосибирск всего несколько десятков пунктов приема отработавших энергосберегающих ламп. Не маловато ли?
— В городе работают три организации, имеющие лицензию на утилизацию ртутьсодержащих приборов, в том числе люминесцентных ламп. Сама технология приема и утилизации у этих предприятий отработана нормально — в этом нет ничего сверхсложного. Проблема в другом: как вы правильно сказали, система сбора отходов у населения, за исключением твердого бытового мусора, в целом не организована. Если в отношении юридических лиц у нас разработаны и действуют соответствующие документы, требования, порядки, есть механизмы привлечения к ответственности за нарушение установленных правил, то по физическим лицам практически ничего должным образом не прописано. По умолчанию вся работа по этому вопросу возложена на коммунальные службы. Главным и едва ли не единственным «связующим звеном» между горожанами и утилизирующими службами является простой мусорный контейнер или мусоропровод. Люди лишены возможности утилизировать потенциально опасные отходы, как подобает. Речь в этом случае не только об энергосберегающих лампах: небезопасными являются бытовая химия, отходы автотранспорта (машинное масло и загрязненные им предметы, аккумуляторы, покрышки), оргтехника и электронное оборудование и многое другое. Все это нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором. В этом суть организационно-правовой проблемы не только для Новосибирска, но и для всей страны.
— Что делает власть по решению проблемы?
— Во-первых, в сотрудничестве с утилизирующими предприятиями, АНО ВПО «Новый сибирский институт» и общественными организациями мы проводим опросы общественности с целью узнать, какое решение этой проблемы видит само население. Проводим различные акции по сбору потенциально опасных отходов, распространению просветительской литературы. Утилизирующими предприятиями развернута сеть по приему ртутьсодержащих ламп, причем частично на возмездной основе — граждане получают за сдачу старых ламп скидку на покупку новых.
15 апреля на совете под председательством губернатора Новосибирской области подробно была рассмотрена эта тема. Мы уже пришли к пониманию, что нужно создать систему площадок по комплексному сбору у населения небезопасных отходов. Предполагается, что заинтересованные коммерческие организации, например, объединенные в ассоциацию «Экология Сибири», в каждом из муниципальных районов и городских округов образуют такие пункты приема. Наш департамент в этой работе будет оказывать всестороннюю, в том числе и финансовую поддержку. Частично собранные отходы будут утилизировать сами коммерческие организации, остальное они передадут на переработку специализированным предприятиям.
Ответственность за сбор и утилизацию ртутьсодержащих приборов у населения и юридических лиц возложена на органы местного самоуправления. Соответственно, и спрос за результаты этой работы — с администраций районов и городов области. Функция нашего департамента — контроль и надзор за этой работой. Но, принимая во внимание глубину этой проблемы, убежден, что решить ее на уровне одного города или субъекта Федерации нельзя: необходимо принимать решение на общероссийском уровне. Нужны нормативные акты, устанавливающие ответственность производителей ртутьсодержащих изделий за прием и утилизацию отработавших товаров собственного производства. Думаю, мы придем к этому, работа уже начата.
— Мы с вами говорим об утилизации. А эти отходы нельзя перерабатывать? Могут ли они иметь вторичную ценность?
— Есть два вида опасных отходов. Первый — отходы, из которых могут быть получены и вновь пущены в производство ценные материалы. Нам в пору вспомнить такое забытое с советских времен понятие, как вторсырье, которое пока отсутствует в законодательстве РФ. Сегодня все, что утратило свою потребительскую ценность, юридически признается отходами, хотя зачастую мусору можно дать «вторую жизнь». К примеру, автомобильное колесо с истертым протектором признается негодным для дорожного движения, но для перерабатывающего предприятия это полезное и, что важно, бесплатное или очень дешевое сырье. А если вернуться к тем же энергосберегающим лампам, это вернувшаяся на производственные предприятия ртуть. Здесь нужно серьезно совместно продумать, как мотивировать людей сдавать их в пункты приема и из каких источников финансировать работу предприятий по их сбору и утилизации.
Второй поток — потенциально опасные отходы, не представляющие никакой вторичной ценности. Они должны быть обезврежены и утилизированы.
— Есть ли проблемы с технологиями переработки опасных отходов?
— Что касается энергосберегающих ламп, то технология здесь единственная, и целесообразность ее использования разделяют ученые СО РАН. Теперь по поводу других видов отходов. Начнем с утилизации автомобилей, ведь само по себе неиспользуемое транспортное средство тоже несет в себе опасность для экологии. Проблема утилизации авто начала обсуждаться на Западе раньше, чем у нас, и не скажу, что она решена там идеально. В европейских странах к каждому автовладельцу предъявляется ряд требований по утилизации автомобиля, если тот ему больше не нужен. За эту услугу им приходится платить немалые суммы. Поэтому, к примеру, в Германии газеты пестрят объявлениями: «Подарю автомобиль».
У нас в 90-е годы эта проблематика активно обсуждалась: народ был недоволен тем, что старые машины стоят на приколе во дворах, брошены в водоохранных зонах и т. д. Сегодня, в первую очередь благодаря программе утилизации старых автомобилей, автохлама стало значительно меньше. Неиспользуемые автомобильные аккумуляторы, содержащие вещества второго класса опасности, вы у населения сегодня также не найдете — сеть по их приему и извлечению из них полезных элементов хорошо развита, постоянно попадается на глаза реклама «Куплю старый аккумулятор».
Большую опасность представляет моторное масло, которое автомобилист должен регулярно менять, и чем чаще, тем лучше. Ежегодно в области образуется около 10 000 тонн отработанного машинного масла. Сегодня у нас работает ряд лицензированных организаций, принимающих эти масла на утилизацию и переработку на возмездной основе. Скажу более, предприятия, собирающие большие партии отработанных масел, даже выставляют их на торги. Моторные масла могут быть переработаны как в другие маслосодержащие жидкости, так и в жидкое топливо для отопления малоэтажных домов. В Новосибирской области не менее 40% отработанных масел собирается и перерабатывается. Обсуждается вопрос о строительстве на площадке промышленно-логистического парка завода по переработке машинных масел. Он будет призван решить проблему утилизации масел не только в рамках Новосибирской области, но и всего Сибирского региона.
Предприятия по переработке автомобильных покрышек, выпускающие резинотехнические изделия, работают в Бердске и Искитиме. Развивается переработка неисправного электронного оборудования и компьютерной техники. Сдвинулось с мертвой точки решение вопроса утилизации медицинских и биологических отходов — по этим направлениям также работает группа предприятий, и мы планируем расширять их количество. В общем, с переработкой в нашей области дело обстоит не так плохо, есть и технологические решения, и коммерческая заинтересованность. Задача органов власти — сделать так, чтобы все потенциально опасные отходы попадали на перерабатывающие предприятия в полном объеме. Именно поэтому губернатором Новосибирской области Василием Юрченко поставлена задача ускорить разработку долгосрочной целевой программы по отходам.
http://novos.mk.ru