Мусор замедленного действия
— К сожалению, наше государство, принимая те или иные законы, не просчитывает весь цикл их исполнения и возможные последствия. Традиционные лампы накаливания запретили, а как населению утилизировать использованные энергосберегающие лампы, не подумали. В развитых странах эта проблема давно решена: производители потенциально опасных устройств либо берут на себя полную ответственность за их последующую утилизацию, либо платят за эту работу государству. Организована там и работа с населением. По целевой программе финансируются общественные организации, которые занимаются просветительской работой. Самим жильцам предоставлен выбор: либо самостоятельно сортировать мусор, либо выкидывать все вперемешку, но вносить за это отдельную плату, весьма значительную.
— Но и у нас в городе есть пункты приема отработанных энергосберегающих ламп…
— Сами подумайте: человек из отдаленного района поедет через весь город, чтобы сдать одну-единственную лампочку? Скорее всего, он выбросит ее в обычный контейнер или в мусоропровод. Вред от одной лампочки, которая была выброшена с остальным мусором и разбилась, незначителен. Но если посчитать, сколько в многоэтажном доме квартир, сколько в каждой квартире ртутьсодержащих ламп и сколько из них в течение какого-то периода будет выброшено в мусоропровод или контейнер, мы получим большое количество ртути, парами которой сами же будем дышать. То есть мы создаем мину замедленного действия. Та же ситуация с компьютерными платами, оргтехникой и даже пальчиковыми батарейками… Вредные вещества с детства накапливаются в организме человека и никак потом не выводятся из него.
— То есть наше законодательство совершенно не соответствует сегодняшнему положению дел?
— В законодательстве все-таки есть кое-какие аспекты, регламентирующие обращение особо опасных отходов. Во-первых, есть нормативы образования отходов, которые должны соблюдаться любым предприятием с численностью работников более 250 человек. Такие организации обязаны прописывать все отходы, образуемые ими за год, заключать договоры с лицензированными предприятиями, занимающимися утилизацией того или иного вида отходов, и оплачивать эти услуги. Мелкие предприятия имеют право не соблюдать эти нормы, но тогда они обязаны платить определенную пошлину, и это обойдется в несколько раз дороже. Соблюдать нормативы юридическим лицам выгоднее. Следить за их соблюдением обязаны органы местного самоуправления, которые при необходимости могут обратиться за содействием в проведении соответствующих проверок к специалистам Росприроднадзора, Роспотребнадзора и других служб. То есть, в конечном счете, за сбор и утилизацию опасных отходов и за любые нарушения норм несут ответственность местные администрации.
Что касается бытовых отходов, создаваемых населением, на наш взгляд, эти нормативы применимы и к управляющим компаниям, которые также являются юрлицами. В этом случае их задача — обеспечить систему, при которой сбор небезопасных отходов у населения будет осуществляться отдельно от остального мусора. Естественно, тогда встает вопрос либо о повышении тарифов (но их ограничивает мэрия), либо о другой схеме работы в тех же финансовых рамках. Не будем забывать, что сдача отходов на переработку может принести УК и какую-то прибыль. Самое простое решение — научить жильцов распределять свой мусор хотя бы на два вида, потенциально опасные и безопасные отходы, и выделить для опасных отдельное место сбора. Мировой опыт подсказывает, что этого можно добиться.
— А возможно ли делать эту самую сортировку уже на мусорных полигонах?
— На всех наших свалках сортировка отходов все же идет, хотя законодательство тут ни при чем. Я неоднократно наблюдала: на полигон приходит мусоровоз, выгружает отходы, и тут же налетает куча людей с крюками и баграми и выбирает мусор, который может быть вторично полезен. Эти люди — не сотрудники полигона и не бомжи. Они зарабатывают на сдаче того или иного материала на перерабатывающие предприятия. Этот «мусорный бизнес» не только неофициален, но даже крайне криминализован. С другой стороны, эти сборщики ценного мусора не соблюдают никаких санитарных норм. Они, не отходя далеко, обжигают огромное количество проводов, компьютерных плат, чтобы добыть из них ценные металлы. При этом выделяются токсичные диоксины. Часто из-за обжигов загораются свалки. В общем, оставлять сортировку мусора на долю этих «энтузиастов» нельзя: деньги уходят налево, а экология очень сильно страдает.
— Какие шаги вы бы предложили предпринять мэрии Новосибирска как структуре, ответственной за решение этой проблемы?
— Во-первых, плотно работать с управляющими компаниями. Во-вторых, совершенно по-другому распределять финансовые ресурсы, в том числе поставить этот вопрос и перед федеральными властями. Налоги, которые платят производители ртутьсодержащих устройств и других потенциально опасных приборов и предметов быта, должны целевым образом возвращаться на утилизацию. Необходимо, как и на Западе, создавать специализированные лаборатории и хранилища при мусорных полигонах, решать проблему сбора потенциально опасных отходов не только у предприятий, но и у населения.
Помимо этого, нужно развивать переработку — власти никак не стимулируют предпринимателей заниматься именно этим бизнесом. На просветительскую работу с жителями города тоже должны выделяться средства. Сейчас такая деятельность властями финансируется очень слабо.
http://novos.mk.ru