В России нет индустрии переработки отходов
Самая опасная проблема
В. К.: На мой взгляд, утилизация потенциально опасных отходов — это проблема, актуальнее и опаснее которой в нашем городе нет. При этом в чьих полномочиях решать ее, непонятно: властные органы кивают друг на друга, а прямую ответственность за это не несет ни одна из структур.
В. Т.: Согласен с коллегой. В частности, медицинские отходы — это прямая угроза здоровью населения. На сегодня российское законодательство очень слабо регулирует их утилизацию, более того, поскольку в последние годы появилось множество частных медицинских центров и клиник, их толком никто не считает. Конкретизирую: согласно Генеральной схеме очистки Новосибирска, в год городские медицинские учреждения (без учета расположенных на территории области и частных) образуют около 1000 тонн потенциально опасных медицинских отходов. Мы общаемся с нашими коллегами-конкурентами и можем утверждать, что так, как надо, утилизируется не больше 800-850 тонн. Вдумайтесь: ежегодно сотни тонн инфицированных шприцов, капельниц, бинтов сбрасываются неизвестно куда…
С. З.: Больниц и поликлиник районов области, заключивших договоры с нами или другими компаниями, профессионально утилизирующими отходы медицинского характера, и вовсе единицы. Это те учреждения, руководство которых само изъявило желание сотрудничать с нами.
В. К.: Аналогичная ситуация и с ртутьсодержащими отходами. Если в городе есть хотя бы пункты приема отработанных энергосберегающих ламп, то у жителей области нет никакой возможности правильно их утилизировать.
В. З.: Сельская местность — проблемная зона еще и по биологическим отходам, также представляющим серьезную опасность. Речь идет не только о павшем скоте и птице, но и о просроченных продуктах питания, отходах пищевых производств и др. Их сбор и утилизация регламентируется лишь Ветеринарно-санитарными правилами, которые морально и технологически устарели за 40 лет их действия.
С. З.: Впрочем, в городе с трупами домашних животных зачастую поступают еще хуже: хоронят их за гаражами или во дворах без всякой извести. Сбор же умерших бездомных животных возложен на коммунальные службы. Как они поступают с ними, одному богу известно… Договорных отношений между службами ЖКХ Новосибирска и предприятиями, утилизирующими биологические отходы, нет.
Дешевле не соблюдать нормы
С. З.: Еще одно законодательное упущение: штрафы, взимаемые с владельца отходов за неправильное обращение с ними, гораздо ниже, чем затраты на законную их утилизацию. Другими словами, дешевле сбросить потенциально опасные отходы куда попало, чем обезвредить их как положено.
В. К.: Да и чтобы доказать факт этого нарушения, прокуратуре приходится работать едва ли не годами. И это мы говорим только о юридических лицах.
В. Т.: С простыми гражданами еще сложнее. Привлечь к ответственности человека за то, что он выкинул мусор в неположенном месте, может только полиция. Ни Росприроднадзор, ни Роспотребнадзор, ни местные отделы экологии таких полномочий не имеют. А у правоохранительных органов хватает других забот.
Не привита культура
В. З.: В настоящее время разрабатывается проект сети площадок по Новосибирской области, на каждой из которых будет организован сбор и утилизация всех видов опасных отходов: ртутьсодержащих, медицинских, биологических, а также аккумуляторов, покрышек и т. д. До Нового года должны заработать три такие площадки.
С. З.: В этом начинании есть заинтересованность и власти, и бизнеса, так что, думаю, площадки будут созданы. Но насколько эффективно они будут работать — вот что нас беспокоит. С другой стороны, реально работающих переработчиков на территории области совсем немного. Справимся ли мы со всеми объемами?
В. К.: У нашего населения нет культуры обращения с отходами, особенно в области. Площадки организуют, но кто повезет на них отходы? Народ за долгие годы привык выбрасывать мусор куда попало, а тут его надо не только доставить своими силами на полигон, но и заплатить за его прием.
Инертность властей и относительное благополучие
С. З.: Нам приходится констатировать некую инертность административных органов разного уровня. К примеру, 8 апреля вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами, с пониманием и исполнением которых у многих лечебных учреждений возникают проблемы. Оно и понятно — изменения кардинальны. Мы от лица нашей ассоциации и предприятия попытались организовать конференцию, на которой хотели разъяснить некоторые нововведения, поговорить с руководителями медучреждений о том, как нам наладить совместную работу по новым правилам, попытаться решить организационные проблемы, в общем, отработать единую схему для всех. Эта наша инициатива долго кочевала по чиновничьим кабинетам и инстанциям и в итоге просто-напросто ушла «в песок»… Это вдвойне абсурдно, потому как именно власти должны быть в первую очередь озабочены созданием этой схемы.
В. Т.: В прошлом году мы предлагали властям сделать отдельный блок «Интерры» по экологии, но остались не услышанными. Боюсь, то же повторится и в этом году. Нам приходится своими силами и средствами, так сказать, на общественных началах организовывать профильные конференции и выставки, ведь без этого нельзя. При этом мы каждый раз приглашаем представителей власти, хотим с ними обсудить все проблемы, даже предложить свою помощь, но они не приходят.
С. З.: Впрочем, не все так плохо. В Новосибирске по сравнению с другими крупными городами Сибири и Урала достаточно много сделано для улучшения ситуации с опасными отходами. К примеру, в Барнауле, Кемерово, Омске, Томске вообще нет предприятий, занимающихся обезвреживанием медицинских отходов, — все они вывозятся на обычные свалки. В Тюмени такое предприятие есть, оно полностью оснащено, но сам город не готов сдавать ему отходы. Наши городские и областные власти, а также общественные организации и утилизирующие предприятия регулярно проводят различные мероприятия, направленные на развитие сбора, утилизации и переработки опасных отходов, в других городах полнейшая тишина.
В. К.: С утилизацией ртутьсодержащих отходов лучше, чем в нашем городе, дела обстоят только в Москве и Санкт-Петербурге. Если мы перерабатываем 50% всех отходов данного вида, то другие города и до этого показателя недотягивают.
Не просим решить, просим помочь
В. К.: Мы хотим от власти выполнения двух ее главных функций: организационной и контролирующей. Пусть административные органы увидят проблему, оценят и опишут ее, создадут условия для ее решения и проконтролируют исполнение обязательств всеми участниками рынка. Заметьте, мы не требуем решить проблему — это должны сделать мы сами — и не просим господдержки нашего бизнеса: если рынок встанет на ноги и будет прозрачен, мы сможем зарабатывать сами. На сегодня нет никакой полноценной информации о том, сколько в нашей области (да и в других субъектах) образуется опасных отходов и каких.
В. Т.: Задача глобальна — создание российской индустрии переработки отходов, которой сейчас нет. А без анализа рынка она не может зародиться. В общем, формирование этой отрасли — долгий и болезненный, но вполне осуществимый процесс. Нужна лишь политическая воля. Нашему губернатору достаточно даже на словах поставить цель, и местный рынок сразу зашевелится. Это доказал пример Кемеровской области: Аман Тулеев собрал подчиненных и в жесткой форме потребовал создать в регионе отрасль по переработке отходов металлургии — для Кузбасса эта острейшая проблема. Тут же пошло движение: чиновники стали собирать информацию по всей стране, подыскивать решения, и рано или поздно они действительно создадут у себя эту отрасль. В конце концов, кончится нефть, газ, другие ресурсы — мусор не кончится никогда!
В. К.: Да, мы имеем в развитии отрасли свою коммерческую заинтересованность, но, согласитесь, трудно представить более социально направленный бизнес, чем наш.
Надеемся на продолжение этого непростого разговора и рассчитываем получить ответы на следующие вопросы:
Юрию Марченко, начальнику департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области:
Видится ли вам в ближайшее время какое-либо упорядочение в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории НСО? Будут ли созданы областные регламенты по отдельным видам отходов, либо же это будет общий закон Новосибирской области об отходах?
В свете последних опубликованных поправок к 89-ФЗ как будут перераспределяться полномочия между субъектом Федерации и федеральным центром? Какие дополнительные ресурсы и общественная поддержка вам необходимы для решения столь важных и сложных задач?
Планируется ли привлечение общественных организаций для контроля и регулирования в области обращения с отходами?
Евгению Калинину, начальнику департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СФО:
На существующий момент некоторая часть лицензиатов занимаются откровенным экологическим бандитизмом и не соблюдают даже минимальных санитарных норм и экологических требований. В связи с поправками в 89-ФЗ не планируется ли ужесточение лицензирования в сфере обращения с отходами?
Ожидается ли в скором времени внесение изменений в ФККО (федеральный классификатор отходов) и в каком объеме? Будут ли внесены в него, наконец, медицинские и биологические отходы?
Какие формы участия общественных организаций в контроле над соблюдением норм обращения с отходами производства и потребления вы предусматриваете?
Ольге Кравченко, министру здравоохранения Новосибирской области:
Каким образом учитывается количество медицинских отходов, образующихся в ЛПУ? Планируется ли разработка и утверждение нормативов образования этих отходов?
Как осуществляется контроль над обезвреживанием отходов лечебно-профилактических учреждений?
Будет ли осуществляться анализ по результатам проверок в ЛПУ между установленными нормативами и фактическим количеством обезвреженных отходов?
Какие формы общественного контроля вы предусматриваете?
Александру Щербатову, вр. и. о. руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по НСО:
Что планирует предпринять Роспотребнадзор для предотвращения попадания ртутных, медицинских, биологических и иных опасных отходов на полигоны ТБО вместе с обычным мусором?
Михаилу Амирокову, начальнику управления ветеринарии Новосибирской области:
Какое количество биологических отходов образуется на территории НСО? Насколько они опасны для человека и окружающей среды?
Какие способы обезвреживания биологических отходов применяются в настоящее время на территории НСО? Какой из способов является наиболее эффективным и экологически безопасным?
Что конкретно предпринимает ветнадзор для исправления сложившейся ситуации и предотвращения развития зооносных инфекций на территории НСО?
Какие формы общественного контроля вы предусматриваете?
Михаилу Яцкову, председателю Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов:
Какие конкретные шаги предпринимает ваш комитет для предотвращения образования несанкционированных свалок на территории города Новосибирска?
Расскажите о ситуации с промышленными отходами, сложившейся в городе.
Что конкретно предпринимает комитет экологии города для предотвращения попадания на полигоны ТБО и в мусорные баки отработанных компактных люминесцентных ламп и иных опасных отходов, образующихся у населения?
http://novos.mk.ru