Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Депутаты закопались в мусоре

Разместил Алексей Масленников в 21.06.2011 (2495 прочтений) Рынки и политика
Споры вокруг будущего мусороперерабатывающего завода в Янино достигли ушей депутатов ЗакСа. Чтобы разобраться в ситуации, комиссия по здравоохранению и экологии Законодательного собрания выехала на объект. К обсуждению были приглашены профессионалы, «положившие» на борьбу с мусором не по одному десятку лет своей жизни. Поэтому стороны были полны взаимоуважения, а слова «Ну вы же сами всё понимаете» постоянно повисали в воздухе и отчетливо отпечатывались на лицах.


Мусороперерабатывающий (МПБО) завод в Янино, который построит нам греческий концерн Helector, появится по указанию президента о модернизации мусороперерабатывающей отрасли, сообщил собравшимся глава управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга Александр Качкин. Правда, о самом будущем предприятии он сказать практически ничего не мог — проект еще не готов, согласовывали только предпроектные проработки, и какую именно технологию будет использовать предприятие, чиновнику неизвестно.

Зато Качкин объяснил, что без новых комплексов по переработке мусора город просто задохнется. «Только коммунальных отходов мы производим около 2 миллионов тонн в год, - привел он устрашающие цифры. - Это — не считая промышленных отходов. Медицинских и отходов Водоканала. Перерабатываем же мы 388 тысяч тонн в год, все остальное вывозим на полигоны в Новоселках и в Новом Свете. И еще есть четыре полигона в Ленобласти — некоторые перевозчики туда возят, но это уже нарушение закона: вывозить из одного региона в другой мусор нельзя».

В перспективе же, если будет (на основе государственно-частного партнерства) построен новый завод в Янино, то город сможет перерабатывать еще 300 тысяч тонн (глубина переработки должна быть не менее 70 %). Кроме того, ведется проектирование будущего полигона в Никольском — сейчас готовится экологическая экспертиза. О протестах жителей Ленобласти против соседства с мусороперерабатывающими заводами и полигонами петербургский чиновник предпочел не упоминать, вскользь обронив, что «общественные слушания прошли бурно».

Кроме того, готовится ТЭО по реконструкции полигона на Волхонском шоссе. А еще должен появиться комплекс по переработке отходов в северной части города. «Мы попросили Ленобласть подобрать нам площадки, и 8 июля состоится заседание координационного совета двух регионов, где, возможно, будет обсуждаться этот вопрос», - пообещал Качкин. И добавил, что в ближайшее время должен заработать построенный еще в 2009 году завод в Обухово, который принадлежит компании «Квантум» - это предприятие сможет перерабатывать 100-120 тысяч тонн.

Как уже писала «Фонтанка» , на завод «Квантума» со дня его открытия не завезли ни грамма мусора. «Это произошло по внутренним причинам самого предприятия, - объяснил корреспонденту «Фонтанки» Качкин. - Вначале они не могли оформить акт приема-передачи, потом получали лицензию, а сейчас должны получить тариф. Если наконец пройдут все этапы, то начнут работать».

Председатель Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Дмитрий Захаров попросил разрешения взглянуть на результаты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) деятельности будущего завода Helector. «Я бы сам хотел бы взглянуть на этот документ, - чистосердечно ответил Качкин. - Но к нам он не поступал». Директор МПБО-2 (десятый в истории завода), на площадке которого и появится греческое чудо, честно признался, что заступил на свой пост ровно десять дней назад — 8 июня. Его заместитель, курирующий вопросы экологической безопасности, Дмитрий Астахов пообещал, что все экспертизы будут проведены, и за состоянием окружающей среды будут следить внимательно. Но по существу ничего сказать не смог, поскольку проекта тоже не видел.

«Подождите, - недоумевающе произнес глава комиссии по здравоохранению и экологии ЗакСа депутат Александр Башкирев. - Получается какое-то виртуальное предприятие: проекта нет, ОВОС никто не видел, но все согласовано. Простите, а что же тогда согласовали?» Выяснилось, что все комитеты Смольного одобрили предпроектные проработки и техническое задание (которое входило в пакет конкурсной документации). «Так дайте специалистам хотя бы ТЗ, если больше ничего нет! - потребовал Башкирев. - Пусть экологи сделают свою оценку, пусть эксперты из «Спецтранса» проанализируют». Качкин пообещал выполнить это требование, но слова его прозвучали весьма расплывчато.

К дискуссии подключились представители «Спецтранса-1», активно поддержанные ассоциацией «Чистый город». «Зачем нужно строить завод за 300 миллионов? - поинтересовался замгенерального директора «Спецтранса» Владимир Петрунин. - У нас запущена своя опытная линия. Мы сейчас добились 70 % глубины переработки, а сможем довести ее до 90 %. И построить предприятие мы смогли бы в 3-4 раза дешевле. Но нас даже не допустили к конкурсу!» «А как же приказ президента о поддержке отечественного производителя?» - ехидно поинтересовался он. Качкин попытался объяснить, что в тендере на строительство мог принять участие любой желающий, но не преуспел. В воздухе отчетливо прозвучало «ВЫ сами понимаете», и стороны молча согласились с этим доводом.

Но, как выяснилось, даже прекрасно работающий греческий завод все равно не поможет справиться с мусором. Селективный сбор отходов — на эту программу из бюджета уже потрачено в общей сложности около 800 миллионов — работает только на нескольких площадках Московского района (тех, которые курирует «Спецтранс-1»). «Надо не только организовывать площадки, но организовывать и вывоз мусора, - заметила Елена Бадаева, главный специалист-эксперт отдела надзора за условиями проживания населения. - Сейчас процесс происходит так, что сводит на нет весь селективный сбор даже там, где он есть».

Вспомнили на заседании и о бывшей в советские времена системе пунктов сбора вторсырья. Но восстановить ее оказалось проблематично. «Когда пункт по приему утиля пытаются открыть в жилом районе, тут же приходит участковый и заявляет, что эта точка притягивает бомжей, а они ему не нужны, - заметил председатель петербургского отделения «Зеленого креста» Юрий Шевчук. - Поэтому сбором утиля приходится заниматься в промзонах, а туда никто весь этот хлам не потащит». Впрочем, в одном собравшиеся были единодушны — необходим закон, устанавливающий ответственность мусоропроизводителя за неправильно собранный мусор. «Законопроект в Думе уже восемь лет лежит», - меланхолично заметил в пространство Качкин. «Да, примерно столько», - поддержал его Михаил Гурынев, директор ассоциации «Чистый город». Требование разработать нормативный документ, определяющий стандарты обслуживания населения, дружно решили внести в итоговый текст по заседанию.

«Послушайте, да о чем мы говорим? - на правах общественного активиста отбросил дипломатию член экологического совета при губернаторе Ленобласти Сергей Лисовский. - Город потратил на программу селективного сбора мусора около 8 миллионов, программа заглохла. А хоть один человек за это понес наказание? МПБО на Волхонке было создано еще в советские времена. Его возглавлял Лихачев, предприятие работало успешно, у нас иностранцы учились — в итоге рейдерский захват, за восемь лет сменилось пять или шесть директоров. Завод надо реконструировать. Здесь, в Янино, уже десятый директор!». Выражение «вы сами все понимаете» прочно воцарилось на лицах собравшихся.

«Как вы обращаетесь с кадрами? - не унимался Лисовский. - Хмыров, конечно, прекрасный человек, но какое отношение он имеет к мусоропереработке? (Всеволод Хмыров, контр-адмирал, экс-глава Фрунзенского района, ныне заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Курирует вопросы переработки отходов. — Прим. ред.). Вы загнали всех профессионалов в оппозицию, а теперь приглашаете греков и лезете в долговую кабалу на 30 лет!». «Как вы строите планы? - продолжал возмущаться активист. - Мы были в Никольском, где Петербург собирается строить полигон. Там все жители резко против этой стройки, и если они перекроют дороги, то ничего у вас не получится! А при этом есть «Спецтранс-1», который готов работать и который уже работает, но никакой поддержки город ему не оказывает».

Возникла неловкая пауза. Обстановку разрядил Башкирцев, видимо, привыкший в ЗакСе к жарким баталиям. Заявив, что Лисовскому как творческому человеку некоторая излишняя эмоциональность простительна, он напомнил, что через два месяца будет верстаться бюджет на 2012 год. «И уже к осени хотелось бы понять ситуацию и с этим заводом, и с программой санитарной очистки города, и с селективным сбором мусора, и с повышением грамотности населения», - заметил он.

«А можно еще одну просьбу, - подали уже «под занавес заседания» представители комитета по здравоохранению. - Рассмотреть возможность хотя бы в будущем создать хоть одну линию по утилизации медицинских отходов. Нам некуда их возить...». Комздравовцам пообещали их нужды учесть, но никакой конкретики не прозвучало.

Напомним, мусороперерабатывающий комплекс в Янино (площадка МПБО-2) построит греческий концерн Helector C.A. Подрядчика выбирали на тендерной основе, конкурс проводили в два этапа. На первый, в марте 2010 года, подали заявки пять компаний - Keppel Segher Enginering (Сингапур), StrabagAG (Австрия), Helector С.А. (Греция), ООО "Эссеншл 812" (Германия), ООО "ТДФ Экотек Янино" (Швейцария). После того как комиссия рассмотрела конкурсные заявки, два претендента - «Эссеншл 812» и «ТДФ Экотек Янино» отпали. Позднее, уже по собственной воле, отказался и инвестор из Сингапура. В январе 2011 года победу присудили греческому участнику.

Завод будет строиться по системе государственно-частного партнерства. Helector инвестирует в проект около 300 миллионов рублей. Затем будет эксплуатировать предприятие в течение 30 лет, после чего передает Петербургу в собственность. В свою очередь, город берет на себя обязательство обеспечить поставку не менее 350 тысяч тонн мусора ежегодно. Причем, если сегодня стоимость переработки тонны твердых бытовых отходов составляет 1121 рубль, то на греческом заводе цены будут значительно выше — по предварительным расчетам, от 3 до 6 тысяч рублей за тонну. Компенсировать разницу власти предполагают за счет тарифов для населения и дотаций из бюджета.

Кира Обухова,
Фонтанка.ру

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -