Мусорная катастрофа будет грозить Москве и области пока руководства не сядут за стол переговоров
«В Московской области скапливается весь мусор из Москвы. Если открыты полигоны без лицензии, то это значит, что больше мусор класть некуда. Тем не менее после тех проверок, которые инициируют премьер и президент, такие полигоны будут закрыты», — сказал депутат. «В Москве существует программа по утилизации, и если бы не мусоросжигающие заводы, достаточно экологически чистые, как я считаю, то всё бы уже остановилось в Московской области. И мне очень жаль, что приостановлена программа строительства мусоросжигающих заводов. Пока московская и подмосковная власть не сядут за стол переговоров, никакие депутаты им ничего не подскажут, пока они сами не начнут работать над этой программой», — подчеркнул Плахотников. По его словам, главным в проблеме мусора сегодня является вопрос о его количестве и о том, как всё подсчитать и инвентаризировать: «Сейчас мы будем мониторить экологическую ситуацию по городам и будет проводится мониторинг в том числе промышленных отходов. Сейчас всё неясно. Я попытался собрать информацию с центральных областей и выяснилось, что из 20 полигонов на пяти не ведётся учёт».
Плахотников также рассказал, что в настоящее время ведётся подготовка целого ряда изменений в законодательство. «Из министерства природоведения к нам идут три законопроекта, которые уже находятся в правительстве, и три-пять ещё будут приняты на осенней сессии. Каждая область готовит областную программу по утилизации всех отходов и она должна быть готова к 1 ноября этого года. В эти программы входит схема санитарной очистки каждой области и каждого города», — сообщил депутат. Также, по его словам, планируется законодательно закрепить норму, согласно которой мусор до утилизации обязательно должен быть отсортирован, для чего «в течение трёх-пяти лет в стране нужно будет построить 350-400 заводов по мусоросортировке».
О необходимости всероссийского экологического мониторинга, как залога не только целостного видения состояния экологии в России, но и понимания российской ситуации иностранными и российскими инвесторами, высказался руководитель деловой миссии «ЕВРОРОСС: Партнерство, Опыт, Инновации» Алексей Черкашин: «В странах Европейского Союза существует положительный опыт создания и использования единой базы данных мониторинга окружающей среды. В Германии, к примеру, при ее подчеркнуто децентрализованной системе власти, где региональные правительства федеральных земель имеют не только расширенные административные возможности, но и множество своих собственных регулирующих норм и стандартов, а также систем мониторинга, вся информация об окружающей среде собирается в единую федеральную базу данных, где потом подвергается детальному системному анализу и на основании дальнейшего сопоставления информации производится точное прогнозирование изменения состояния окружающей среды как в отдельных регионах, так и по стране в целом.. При этом, благодаря единой системе методологического, метрологического и информационного подхода к сбору и обмену информацией, взаимодействие между участниками мониторинга является весьма эффективным, так как вся информация, полученная и хранящаяся в единой государственной базе данных, в дальнейшем широко используется правительствами и юридическими лицами всех федеральных земель при планировании и осуществлении различных видов деятельности.»
Эксперт проектов Министерства финансов ФРГ, д-р Эмиль Маркварт дал собственный комментарий на тему «Экономика отходов»: «Задача переработки и утилизации ТБО – из разряда муниципальных. Ответственность за надлежащее ее решение должна лежать на муниципальных районах и городских округах, а за сбор собственно ТБО – уже поселениях. Соответственно им, этим самым маленьким, но наиболее важным звеньям в цепочке сбора и переработке бытового мусора и надлежит организовать эффективную систему «экономики отходов». Но экономика отходов может быть рентабельна только при весьма значительных объемах переработки и утилизации… Поэтому в такой ситуации совершенно очевидно, что муниципалитетам необходимо объединять свои усилия для совместного решения этой глобальной задачи. Россия должна понимать, что сегодня наступил момент, когда можно и нужно говорить о межмуниципальной хозяйственной кооперации. И межмуниципальное взаимодействие может осуществляться в двух различных плоскостях – т.н. политической ( в рамках ассоциаций, советов и т.д.) и хозяйственной.»