Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Во втором чтении депутаты Госдумы рассмотрят законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Разместил Редактор в 27.06.2012 (2021 прочтений) Рынки и политика
Среди прочих поправок в документе предусмотрена ответственность производителей и импортеров товаров массового спроса. После его принятия они они будут отчислять 2% от оборота на переработку мусора. Поправки в том числе коснутся утилизации шин. Переработчики уже потирают руки, ведь, по некоторым оценкам, оборот этого рынка может составить до 10 млрд рублей в год. Столько можно заработать, продавая резиновую крошку – основной продукт переработки. При этом подобного законопроекта ждали около 15 лет.


Тридцать лет назад (в 1983 году) на востоке США, загорелась свалка изношенных шин – облако черного едкого дыма накрыло площадь в 80 квадратных километров. Пожар длился девять месяцев. Через некоторое время новый шинный пожар пришлось тушить уже на западе страны. Потоки токсичных отходов залили все коммуникации и фермерские угодья. Остановить возгорание удалось за 30 дней.

Американцы урок усвоили. Незамедлительно в стране был принят закон, запрещающий складировать использованные покрышки. Вслед за США подобные законы были приняты в Европе, Японии и ряде других стран. Россия, в свою очередь, немного отстала от общей практики обращения с отработанным материалом.

В России ежегодно образуется более 1 млн тонн изношенных покрышек. При этом действующие заводы по их утилизации позволяют перерабатывать только до 100 тыс. тонн. Но даже они загружены не полностью. В итоге 95% отработанной резины попадает на свалки. Теоретически в нашей стране действует закон об отходах производства и потребления, в том числе и шин. На практике его стараются соблюдать лишь промышленные предприятия – боятся штрафов. Рядовые автолюбители и рады бы сохранить природу, но приемный пункт найти нелегко. Да и за утилизацию придется заплатить – до 200 рублей за 15 килограммов.

Процесс обращения с использованными шинами состоит из нескольких этапов: это сбор, транспортировка, переработка и реализация вторсырья. В России проблемы на каждом из них. Реализация вторпродукта не покрывает затраты на оборудование, и сбор шин и их транспортировка к местам переработки – не окупаются.

Между тем утилизация шин может быть прибыльным делом: в одной тонне покрышек содержится около 700 килограммов каучука. Правда, для этого полезный компонент нужно извлечь. Есть два основных способа – химический, и при этом токсичный. И механический – с использованием режущего инструмента. Он гораздо популярнее и экологичнее, но довольно затратен. Есть еще новый способ, изобретенный российскими инженерами, – при помощи взрыва. Он только начинает внедряться в производства по всему миру, но уже обещает быть самым энергоэффективным.

Из шины в процессе переработки отделяются металлические и синтетические корды. Продуктом переработки является резиновая крошка. Области применения крошки довольно разнообразны: в машиностроении, химической, нефтяной промышленности и в быту. Это покрытия для шумо- и гидроизоляции, это железнодорожные шпалы и прокладки под рельсы, подошва для обуви, шланги и многое другое. Продукт переработки активно применяется в строительстве дорог.

Использование асфальта с резиновым модификатором в два раза увеличивает срок службы дорожного покрытия – за счет повышения упругости и стойкости к образованию трещин, в том числе при сезонных перепадах температур. Примером использования могут служить спортивные сооружения и детские игровые площадки.

Что, по мнению участников российского рынка, должно делать государство? Во-первых, принять закон об ответственности производителя – практика других стран показывает, что он самый действенный. Во-вторых, организовать пункты сбора, к примеру, ими могут стать шиномонтажные мастерские. Другой немаловажный момент – создать спрос на применение вторсырья. В прошлом году в Госдуму были внесены соответствующие поправки к закону об отходах производства и потребления.

Разложение резины может длиться несколько сотен лет. За это время покрышки могли бы пройти несколько циклов переработки. При правильной организации процесса экономическая выгода может быть колоссальной.

Новость подготовлена по материалам информационных выпусков телеканала «Эксперт-ТВ».

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -