Прибыльные резиновые отходы
Владимир Марьев Национальный эксперт ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов; Александр Захаров Президент группы компаний Explotex (ООО «Группа эксплотэкс»).
Тридцать лет назад (в 1983 году), на востоке США, загорелась свалка изношенных шин - облако черного едкого дыма накрыло площадь в 80 квадратных километров. Пожар длился девять месяцев. Через некоторое время новый шинный пожар пришлось тушить уже на западе страны. Потоки токсичных отходов залили все коммуникации и фермерские угодья. Остановить возгорание удалось за 30 дней. Американцы урок усвоили. Незамедлительно в стране был принят закон, запрещающий складировать использованные покрышки. Вслед за США подобные законы были приняты в Европе, Японии и ряде других стран. Россия, в свою очередь, немного отстала от общей практики обращения с отработанным материалом.
«В России ежегодно образуется более 1 миллиона тонн изношенных покрышек. При этом действующие заводы по их утилизации, позволяют перерабатывать только до 100 тысяч тонн. Но даже они загружены не полностью. В итоге 95% отработанной резины попадает на свалки»
Теоретически в нашей стране действует закон «об отходах производства и потребления», в том числе и шин. На практике его стараются соблюдать лишь промышленные предприятия - боятся штрафов. Рядовые автолюбители и рады бы сохранить природу - но приемный пункт найти нелегко. Да и за утилизацию придется заплатить - до 200 рублей за 15 килограммов.
Владимир Марьев Национальный эксперт ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов; директор АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий»
Если не будет налаженной системы сбора и системы сбыта - любой завод становится просто мертвым предприятием. Это показало многочисленное количество проектов. У нас есть перечень мертвых проектов, то есть те, которые были анонсированы, заявлены на самом высочайшем уровне, но они медленно ушли в песок.
Во всем мире - утилизация шин - занятие дотационное. Существует несколько моделей финансирования . Например, производители покрышек облагаются специальными налогами, или же отчисляют деньги в специальные фонды. Или - сбор оплачивает - автовладелец при утилизации. Данные поступления достаются перерабатывающим производствам.
Елена Николаева «Процесс обращения с использованными шинами состоит из нескольких этапов: это сбор, транспортировка, переработка и реализация вторсырья. В России проблемы на каждом из них»
Реализация вторпродукта не покрывает затраты на оборудование и сбор шин и их транспортировка к местам переработки - не окупаются.
Александр Захаров Президент группы компаний Explotex (ООО «Группа эксплотэкс»):
нет финансового потока, который бы позволял переработчикам организовывать этот процесс.(04:16) (03:17) Потому что сама технология переработки тоже достаточно затратная. Поэтому все попытки небольших предприятий попробовать переработать покрышки они понимали, что это нерентабельно и закрывались.
Между тем, утилизация шин - может быть прибыльным делом: в одной тонне покрышек содержится около семисот килограммов каучука. Правда, для этого полезный компонент нужно извлечь. Есть два основных способа - химический - и при этом токсичный. И механический - с использованием режущего инструмента. Он гораздо популярнее, и эколологичнее. Но довольно затратен. Есть еще новый способ, изобретенный российскими инженерами - при помощи взрыва. Он только начинает внедряться в производства по всему миру, но уже обещает быть самым энергоэффективным.
Елена Николаева «Из шины, в процессе переработки отделяются металлические и синтетические корды. Продуктом переработки является резиновая крошка»
Области применения крошки довольно разнообразны: в машиностроении, химической, нефтяной промышленности и в быту. Это покрытия для шумо- и гидроизоляции, это железнодорожные шпалы и прокладки под рельсы, подошва для обуви, шланги и многое другое. Продукт переработки активно применяется в строительстве дорог. Использование асфальта с резиновым модификатором в два раза увеличивает срок службы дорожного покрытия - за счет повышения упругости и стойкости к образованию трещин, в том числе при сезонных перепадах температур. Примером использования могут служить спортивные сооружения и детские игровые площадки.
Что, по мнению участников российского рынка, должно делать государство? Во-первых - принять закон об ответственности производителя - практика других стран показывает, что он самый действенный. Во-вторых - организовать пункты сбора - к примеру, ими могут стать шиномонтажные мастерские. Другой - немаловажный момент - создать спрос на применение вторсырья. В прошлом году в Госдуму были внесены соответствующие поправки к закону «об отходах производства и потребления».
Владимир Марьев Национальный эксперт ООН по промышленному развитию (ЮНИДО); координатор проекта ЮНИДО по утилизации потенциально опасных и промышленных отходов; директор АНО «Международный центр наилучших природоохранных технологий»
«Законодательно будет прописано, что производитель отвечает за утилизацию продукции в конце жизненного цикла. Как будет построена данная схема? Это будет система фондов или это сразу будет перечисление в бюджет, а из бюджета уже сразу будут идти дотации на то, чтобы утилизировать, мы пока не знаем»…
Бизнес по переработке отходов, несмотря на развитие, не успевает за ростом автопарка. В настоящее время Мировой объем шинных отходов составляет около 80 млн. тонн. И эта цифра ежегодно растет. Общий показатель переработки всего 20%.
Елена Николаева, Дмитрий Шевелев, Виктор Капров. Эксперт ТВ»
www.expert.ru