Переработчики мусора просят запретить свалки в Подмосковье
По данным экс-депутата областной думы и члена общественного движения «Зеленые» Олега Приймака, к 2014 году все полигоны в Подмосковье полностью выработают свой ресурс.
— Без строительства новых площадок сейчас обойтись невозможно: 70% всего мусора — это так называемые «хвосты» — отходы, не востребованные на рынке переработки, — сказал эксперт. — Их надо где-то хранить и сортировать. Но в России нет ни одного нормального завода по сортировке мусора, только несколько станций с КПД не более 5% (для сравнения, на европейских сортировочных заводах этот показатель держится на уровне 30–40%).
По мнению Приймака, весь мусор должен проходить через сортировочные заводы, затем поступать на сжигание или переработку. Термическая обработка стоит 3 тыс. рублей за 1 т мусора — население платит 600 рублей, остальное ложится на бюджет. Но к 2015 году все столичные мусоросжигательные заводы по распоряжению мэра Сергея Собянина должны быть закрыты, строить новые можно лишь вне «новой Москвы». Переработка отходов стоит намного дороже — порядка 30 тыс. рублей за 1 т.
— Инвестор не решится вкладывать такие деньги, пока нет четкой государственной политики в «мусорной» области», — констатировал Приймак.
После расширения столицы нагрузки на подмосковные полигоны должны существенно возрасти, прогнозируют эксперты. В рамках редевелопмента промзон, например, необходимо вывезти или очистить 7,7 тыс. га, только один ЗИЛ, который приведут в порядок первым, занимает 200 га земли, загрязненной нефтепродуктами. Серьезная «прибавка» ждет свалки и в связи с модернизацией Малого кольца Московской железной дороги. В частности, РЖД планирует заменить большую часть деревянных шпал, обработанных креозотом, на бетонные.
— Хранение 1,5 млн переработанных в щепу шпал, которым необходимо не менее трех лет на разложение, стоит 17,8 млн рублей и требует больших площадей, — сообщил гендиректор мусороперерабатывающей компании «Волгомодерус» Равиль Валиев.
Замдиректора направления «Городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев считает, что переработка мусора только частично решит проблему, а полигоны создавать придется в любом случае. Чтобы наладить цивилизованную систему утилизации отходов в столичном регионе, понадобятся 20–30 лет и несколько государственно-частных контрактов, утверждает он.
Но руководитель токсической программы «Гринпис России» Алексей Киселев убежден, что расширение старых полигонов и создание новых — не выход.
— Принято решение о расширении Солнечногорского полигона, куда вывозят половину московского мусора, на площадь под 1 млн т, но только одна столица в год производит 3,5 млн т отходов, — сообщил эксперт.
Киселев уверен, что при наличии политической воли у столицы и области все полигоны удастся закрыть за 5–7 лет. А уже через 20 лет рекультивированные земли станут пригодными для нового строительства.
— Например, там можно сделать места для хранения прессованных отходов — только в таком виде должен храниться мусор, который нельзя переработать, — сказал эксперт. Также, по его словам, Москва может в полной мере использовать существующие мощности. В частности, органические отходы легко перерабатываются на станциях, принадлежащих «Мосводоканалу». Это уменьшит долю отходов на 40%, добавил Киселев.
www.izvestia.ru