Переработчиков ждут новые «правила игры» на рынке
Модернизация законодательства в сфере обращения с отходами является одним из основных векторов новой экологической госполитики России. Это базис перехода к так называемой «зеленой» экономике, почва для развития отрасли рециклинга. Члены Совета Федерации, депутаты Госдумы все чаще заявляют о том, что усовершенствовать российское правовое поле в области отходов нужно как можно скорее. Некоторые эксперты связывают ускорение движения законопроектов с грядущим присоединением к ВТО.
Сегодня уже активизировалась работа по направлению утилизации автохлама. 22 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект, регламентирующий порядок и условия утилизации транспортных средств категорий М и N (легковые, грузовые машины, автобусы). Речь идет о появлении утилизационного сбора на автомобили, впервые выпускаемые в обращение на территории РФ. Кроме того, законопроектом устанавливается запрет на их регистрацию без соблюдения требований по обеспечению безопасной утилизации. Соответствующие изменения вносятся в федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Однако главная интрига в том, что на конец июня законопроектов, претендующих на звание «первой скрипки» в законодательстве в сфере отходов, несколько. Основные: поправки в ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации» в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами» (№ 584399-5) и законопроект «Об обращении с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами».
Эволюция поправок
С первым документом игроки рынка рециклинга знакомы давно. Он подготовлен Минприроды России по поручению Президента РФ, данным им по итогам заседания Госсовета России по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности 9 июня 2011 года. 26 июля соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. 7 октября - прошел первое чтение, но до начала лета текущего года о нем ничего не было слышно. Эксперты связывают это с новым созывом Думы, соответственно, обновлением комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В начале лета обсуждение документа вновь вышло за пределы кулуаров. Теперь его активно готовят ко второму чтению.
Вариант документа, принятый в первом чтении, стал предметом множества дискуссий. Представители Минприроды сетовали на то, что множество их идей не оценили Минфин и Минэкономразвития. Чтобы ускорить принятие законопроекта, пришлось срочно убирать все, что подверглось критике. Изначально министерство планировало изменить тарифную политику, нормы накопления отходов, расширить налоговые льготы для рециклинговых предприятий, а со временем и вовсе запретить захоронение ТБО, которые можно переработать.
В итоге из наиболее значимых нововведений осталась лишь финансовая ответственность производителей и импортеров за утилизацию продукции, утратившей потребительские свойства. Эксперты в один голос называли законопроект «пустым» и «сырым», но считали благом сам факт его движения. На множество недостатков поправок указывало и Минэкономразвития в оценке регулирующего его развития (ОРВ): размытость формулировок, непродуманность реализации нововведений. Как следует из текста, поправки могут повлечь за собой разрастание бюрократического аппарата, путаницу в обязанностях и полномочиях, проблемы с финансированием предлагаемых мер.
Разработчики обещали устранить все неточности ко второму чтению. В новом варианте поправок основные идеи остались прежними, однако появилось новшество, чрезвычайно важное для отрасли переработки отходов. Согласно поправкам, утилизационные сборы будут аккумулироваться в резервном фонде, контроль над которым получит Национальное объединение операторов. Речь идет некоммерческой организации, которая объединит более 50% всех СРО по обращению с отходами. В каждой саморегулируемой организации должно быть не менее 35 предприятий (в тексте закона – «операторов»). Причем каждый участник рынка имеет право вступить только в одно СРО.
Национальное объединение предприятий будет направлять средства резервного фонда на строительство заводов по утилизации или переработке мусора и на восстановление экологии. Кроме того, оно будет контролировать деятельность всех СРО, принимать стандарты работы и т.п. При этом национальное объединение вправе направлять на содержание и обеспечение собственной деятельности не более 5% средств специального резервного фонда.
Кандидат на место ФЗ №89
Тем временем в марте-апреле появился другой аналогичный по задачам документ, претендующий на роль базового закона. Проект федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления и вторичными ресурсами» разработан группой специалистов под руководством первого зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-производственной политике и природопользованию Николая Чуркина.
Законопроект был презентован в ходе V Невского международного экологического конгресса, который прошел в Санкт-Петербурге 17-18 мая. Пока документ обсуждался лишь в стенах Совета Федерации – в Госдуме его еще не рассматривали.
По словам Николая Чуркина, первым новшеством является то, что авторы документа намерены определить собственника отходов. Кроме того, предлагается «решить проблемы с разными видами отходов», а также «ускорить перевод отходов во вторичное сырье». Таким образом, обращение с отходами должно замкнуться в единый цикл, связующим звеном в котором станет рециклинг. По словам Николая Чуркина, в качестве сырья должно использоваться порядка 70-80% отходов.
Согласно тексту данного документа, контрольные функции получает некий «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами и вторичными ресурсами». В двух словах прописаны правила обращения с различными видами отходов: медицинскими, биологическими, золошлаковыми, строительными, сельскохозяйственными и др.
Главным экономическим стимулом к развитию переработки отходов называется понижение размера платы за размещение отходов, если предприятие внедряет технологии, обеспечивающие уменьшение количества образующегося мусора. Кроме того, в законопроекте речь идет об «ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами и вторичными ресурсами».
Сенаторы высказались в поддержку нового законопроекта. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на этот документ в своем вступительном слове на V Невском международном экологическом конгрессе. Заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-производственной политике и природопользованию Константин Цыбко отметил, что новый закон должен изменить сегодняшнюю ситуацию с утилизацией отходов, поэтому его нужно активно продвигать.
«Мы целиком и полностью поддерживаем данную инициативу. Мы надеемся, что принятие базового закона об отходах и вторичных ресурсах послужит основой для реализации комплексного ресурсосбережения и будет благотворно влиять на весь процесс стабилизации экономики», - отметил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Молчанов.
По мнению члена Совета Федерации от Нижегородской области Александра Вайнберга, проект охватывает все аспекты обращения и ответственности с вредными отходами: конкретизирует правовые основы, определяет принципы понятия «собственник отходов», предусматривает введение международных норм в обращении с отходами, вводит механизмы экономического стимулирования при обращении с вторичными ресурсами, закладывает основу для воссоздания промышленности переработки вторичного сырья.
По словам создателей документа, его появление инициировало работу над двумя законопроектами: о внесении изменений в действующее законодательство в связи с вступлением в силу нового базового закона, а также законопроект об обязательном страховании участников рынка отходов. Однако, по мнению экспертов, принятие этого базового закона повлечет за собой коренную перестройку многих элементов системы обращения с отходами, а это чрезвычайно долгий и трудоемкий процесс.
На пути перемен
Обрести юридическую силу сможет лишь один из этих документов. «Подписание законопроекта, вносящего изменения в действующий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и вступление его в законную силу, само собой исключает возможность принятия нового Федерального закона «Об обращении с отходами производства и потребления и вторичными материальными ресурсами», - объясняет научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Михаил Пономарев.
По его словам, несомненным достоинством «базового» законопроекта является то, что в его рамках предпринята попытка урегулировать отношения по переработке отходов и вовлечения их во вторичный оборот. Более того, указанный законопроект устанавливает систему требований к деятельности по обращению с отдельными видами отходов.
«К числу дискуссионных моментов следует отнести перераспределение полномочий различных уровней публичной власти, в соответствии с которым органы местного самоуправления наделяются полномочиями по организации термического уничтожения и переработки неопасных отходов. Осуществление данных полномочий подразумевает необходимость проектирования и строительства местными администрациями городских округов и муниципальных районов мусоросжигательных заводов и объектов, что, при условии наличия специальных очистных сооружений, представляется для них чрезмерно затратным мероприятием», - отметил Михаил Пономарев.
По его словам, несмотря на то, что ФЗ «Об отходах производства и потребления» не регулирует многих групп отношений, которые складываются в данной сфере (например, отношения в сфере переработки и вторичного использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов), но он действует уже чуть менее пятнадцати лет и имеет сложившуюся практику применения. Эксперт считает, что в сегодняшних условиях будет эффективней внести конкретные изменения в уже действующий закон, нежели разрушать с трудом за десятилетия сложившуюся систему госрегулирования обращения с отходами.
«Какой бы в России не создали закон, он не может быть идеальным. Это процесс, которым необходимо заниматься. Другое дело, что это нужно делать не декларативно. Надо немедленно принимать законопроект, каким бы сырым он ни был, прорабатывать конкретные предложения, принимать подзаконные акты», - отметил один из участников разработки первого варианта поправок Всеволод Хмыров, ранее занимавший должность первого заместителя председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Эксперты высоко оценивают вероятность принятия поправок до конца 2012 года.
Ирина Русакова
Экопрогресс - Журнал об экологии и переработке