Экологическое наследие «Аммофоса»
«Применение новых технологий позволит не только увеличить объем выработки, но и уменьшить вредные выбросы в атмосферу. За счет исключения складирования опасных отходов производства - существенно снизить общую экологическую нагрузку в регионе».
БЕЗОТХОДНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев нарисовал картинку экологического благополучия края: «Вологодчина может отнести себя к числу тех счастливых территорий, о которых написано в государственном гимне: «Хранимая Богом родная земля…». Видимо, есть что-то в этих словах, что оберегает нашу землю от серьезных неприятностей…».
ПИРИТНЫЙ ОГАРОК
Однако пуск новых установок вовсе не означает, что ОАО «Аммофос» полностью избавится от неблагополучного экологического наследия. Горы отвалов пиритного огарка уродуют ландшафт промышленной зоны предприятия. Пиритный огарок относится к отходам четвертого класса, так как в нем содержится мышьяк в связанном состоянии. По расчетам специалистов в 15 млн. тонн пиритного огарка, сваленного на «Аммофосе», находится около 20 тонн мышьяка. Вокруг отвалов возведены «глиняные рубашки» (противофильтрационные завесы, представляющие собой сплошные стены в грунте), которые препятствуют попаданию «отравы» в почву со сточными водами.
Впрочем, принятые меры не позволяют окончательно решить проблему. Во-первых, в пиритном огарке, кроме мышьяка, содержатся соединения: железа, серы, кремния, меди, цинка, свинца, хрома, марганца, кадмия, алюминия, золота, серебра, кальция, магния, фтора, хлора, натрия, калия и селена.
Во-вторых, незначительный дренаж в почву этой «таблицы Менделеева» все же происходит, поэтому череповецкие экологи не рекомендуют пить воду из колодцев в ближайших к заводу населенных пунктах. Не случайно после строительства «Аммофоса» расселили окрестные деревни Плосково и Жидихино, о существовании которых до недавнего времени напоминали старые дорожные указатели. Зато жителям поселка Нелазское опасаться за свое здоровье не стоит: водоносный слой, до которого доходят колодцы селян, располагается выше точки попадания в грунтовые воды стоков с отвалов. Тем более, между поселком и отвалами протекает естественный водораздел - река Нелаза. Зато на пути сточных вод в акваторию Рыбинского водохранилища преград не существует.
Многие специалисты по охране окружающей среды считают хранение пиритного огарка без вывоза или переработки варварством. В старых отходах сернокислотного производства, представляющих собой концентрат окислов железа, металла больше чем в окатышах, поставляемых на череповецкий меткомбинат для производства стали. Однако у химиков нет средств для строительства производства по глубокой переработке пиритного огарка, а металлурги не могут использовать отходы СКП из-за высоко содержания в них серы. Хотя технология извлечения вредных компонентов (серы) из пиритного огарка известна. Вопрос о переработке пиритного огарка рассматривался еще 15 лет назад, но из-за нерентабельности производства (огромная стоимость установки обессеривания) был закрыт.
ФОСФОГИПС
Второй угрозой для нанесения вреда окружающей среде на химпроизводстве является фосфогипс. Более 50 млн. тонн этого жидкого (пастообразного) отхода производства экстракционно-фосфорной кислоты собрано на «Аммофосе» в шламохранилищах. Ежегодно эти кислые «мертвые озера» прирастают на 4 млн. тонн. Фосфогипс тоже принадлежит к отходам четвертого класса опасности, так как в нем присутствуют минеральные компоненты примерно одинаковые по токсичности с вредными веществами, содержащимися в пиритном огарке. На застойных кислых озерах шламохранилищ, размываемых атмосферными осадками, гнездятся утки и чайки. В былые времена чтобы разогнать «пернатый санаторий» на шламонакопителях устанавливали громкоговорители, через которые транслировали сигналы тревоги и прочие шумовые эффекты, отпугивающие птиц. Но делу это не помогло, тогда «мертвые озера» стали нейтрализовать с помощью извести.
Государственная экологическая экспертиза не раз приезжала на «Аммофос». Уникальные гидротехнические сооружения, которыми являются щламонакопители, регулярно обследуются специалистами различных экологических инстанций. Результатом проверок специалистов Госконтроля является заключение (декларация) о безопасности объекта. При системной работе предприятия по охране окружающей среды (выделении необходимых средств на поддержание сооружений и соблюдении условий эксплуатации) шламонакопители и отвалы пиритного огарка экологии Вологодчины не угрожают, но отходы лучше перерабатывать, чем накапливать. Химикам можно поставлять отходы сторонним переработчикам. Ведь пиритный огарок является основным сырьем для производства цемента. Покупатели отходов химического производства находятся не только в России, но и в Украине. При этом на ОАО «Аммофос» наблюдается странная, не характерная для рачительного хозяина (ЗАО «ФосАгро АГ»), картина: транспортные компании готовы вывозить пиритный огарок, крупнейшие российские производители цемента готовы платить за это сырье, а флагман химической индустрии Северо-Западного региона накапливает вредные отходы производства вместо их продажи для последующей переработки. Хотя при Валерии Бабкине ОАО «Аммофос» ежегодно отгружало потребителям около миллиона тонн пиритного огарка.
В ОЖИДАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В чем причина такого отношения к делу? По идее, содержание (хранение) отвалов должно дорого обходиться череповецким химикам. Как настоящие хозяева, они должны выставлять как можно меньшую цену за пиритный огарок, чтобы избавится от вредных отходов. Однако стоимость погрузочных работ может в десятки раз превышать цену самого продукта. С учетом же накладных расходов вывоз вредных отходов вообще становится невыгодным предприятием, поэтому отвалами пиритного огарка на предприятии не занимаются. Зачем перелопачивать горы, если «навара» от этого нет никакого? Остается только экономить на классификации отходов. Экологи предполагают, что хозяева производства могут сознательно занижать класс опасности пиритного огарка. Иначе отходы нужно вывозить и перерабатывать, а для перевозки опасных веществ нужно иметь спецтранспорт и большое количество разрешительных документов. Если эти требования выполняться не будут, то МПС просто откажется от перевозок.
Понятие социальной ответственности бизнеса заключается в том, чтобы в процессе своей деятельности промышленные предприятия не наносили ущерб окружающей среде. Например, в результате технологических процессов с использованием серной кислоты на череповецком меткомбинате получается железный купорос, близкий по характеристикам к пиритному огарку. В конце 90-ых годов ситуация в перерабатывающей отрасли страны сложилась так, что отечественные предприятия не закупали железный купорос у «Северстали». Горы отвалов с угрожающей быстротой заполняли специально оборудованную для хранения вредных отходов площадку. Тогда череповецким металлургам пришлось задуматься о переходе с сернокислотного на соляное травление металла. Так же на металлургическом комбинате было разработано несколько программ по переработке и утилизации вредных отходов (вторичной продукции). Теперь на «Северстали» железный купорос реализуется полностью.
Газета Либертас