Автопром под прессом. Российские автопроизводители начали платить утилизационный сбор
С автомобилей иностранного производства утилизационный сбор взимается уже больше года. Теперь за утилизацию будут платить и покупатели отечественных авто. Базовая ставка для легковых автомобилей – 20 тысяч рублей. С учетом повышающего коэффициента, каждая «Лада», выпущенная в 2014 году, подорожает на 27 тысяч.
Для коммерческого транспорта все сложнее. Здесь базовая ставка – 150 тысяч. Например, грузовик «ГАЗ 3309» станет дороже на 200 тысяч, а «КаМАЗ» - на 435 тысяч.
Продавцы автомобилей уверены, что сбор целиком ляжет на плечи покупателей. Компании-производители вряд ли захотят добровольно терять прибыль.
«Если мы вернемся к европейскому опыту, то там суммы совершенно другие: где-то порядка 200-250 евро. И они ложатся определенным взносом, специальным формированием в цене автомобиля», - сообщил Андрей Петренко, президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры».
Не совсем понятно, куда пойдут собранные деньги? Система утилизации автомобилей в нашей стране пока находится в зачаточном состоянии. В России практически нет предприятий, которые утилизируют автомобильные стекла, покрышки, аккумуляторы и масла. Идеальный вариант утилизации – когда 95% составляющих автомобиля можно использовать повторно.
«Мы должны научить правильно использовать вторичные ресурсы, которые мы получаем после утилизации. На сегодняшний день используется только металл, который заложен в кузове», - рассказал Юрий Воронцов, заместитель генерального директора компании «Втормет».
Только в одной Москве ежегодно должны идти под пресс 250-300 тысяч автомобилей, но склады компаний-утилизаторов пустуют. Зато хватает умельцев, которые пытаются вдохнуть вторую жизнь в еле дышащий автохлам. Машины, которым самое место на свалке, до сих пор колесят по дорогам. Те, которые уже нельзя реанимировать, захламляют дворы и пустыри.
Чиновники рассчитывают до 2020 года наладить программу утилизации автомобилей с соблюдением всех санитарно-экологических норм. А пока все собранные с продажи новых автомобилей деньги будут идти в специальный фонд при казначействе. Кстати, утилизационный сбор противоречит основным положениям ВТО. За наложение дополнительных пошлин Япония уже подавала жалобу на Россию во Всемирную торговую организацию.
В странах Европы утилизационный сбор взимается в виде налогов, а для переработки старых автомобилей есть специальные заводы. Например, во Франции в каждом департаменте есть несколько технических центров, в которые люди обязаны сдавать отслужившие свой срок машины. Владельцам, бросившим свои легковушки гнить где попало, грозит штраф в 75 тысяч евро или 2 года тюрьмы.
«Наверное, государству что-то придется сделать для построения этой системы. Как это будет выглядеть, пока неизвестно никому. Поэтому надо понимать, что речь идет об утилизационных сборах на автомобили, которые выводятся в обращение сейчас в 2013-2014 году, а выходить из обращения будут, в лучшем случае, лет через 10», - считает Роман Гуляев, главный редактор журнала «Новости авторемонта».
По данным Министерства промышленности, в России в этом году надо будет переработать полтора миллиона машин. К 2015 году эта цифра удвоится. Сейчас в стране 9 заводов по утилизации транспортных средств, еще два строятся. По словам экономистов, введение дополнительного сбора отразится на цене автомобилей.
«Ситуация на российском автомобильном рынке такова, что рост его практически остановился. По прошлому году будет даже небольшое падение, и цена на автомобили играет достаточно высокую роль, весьма существенную, поэтому нельзя говорить о том, что сейчас все производители немедленно введут вот эти 20 тысяч в стоимость автомобиля для покупателей», - полагает Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства «Инфостат».
От уплаты утилизационного сбора будут освобождены владельцы раритетных автомобилей, дипломаты, а также люди, которые переселяются в Россию из-за рубежа по специальной госпрограмме.
http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_15893.html