Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

"К раздельному сбору мусора Россия еще не готова"

Разместил Редактор в 18.10.2004 (1070 прочтений) Сбор и обработка отходов
Валерия Романовская, исполнительный директор информационно-просветительского фонда "Чистая Москва"


- Почему мусорный бизнес в России до сих пор едва теплится? Мусора-то мы производим много.

- Все еще не изменилась система ЖКХ. Платежеспособность населения слишком низкая. На западном побережье США за прием тонны отходов на захоронение клиенты платят от восьмидесяти до девяноста двух долларов. В некоторых странах Европы эта цифра достигает ста пятидесяти долларов. У нас же вывоз одной тонны стоит около тысячи рублей.

Другая проблема - у нас нет грамотного законодательства. Государство должно описать правила игры, определить тарифы, а саму работу с мусором доверить частным компаниям, которые и должны решать задачу очистки городов. В нынешних же условиях у властей есть всего два способа, как разобраться с отходами. Первый - захламить область, создавая все новые свалки. Второй - заработать на отходах, утилизируя их.

Зарабатывать можно тоже двумя способами. Первый связан с захоронением отходов на полигонах. Предприятие берет в доверительное управление полигон и устанавливает тарифы на захоронение. В Москве, например, все коммерческие компании должны заключить договора с профильными фирмами на вывоз отходов. Эти фирмы должны обладать квотами на захоронение отходов на полигоне либо лицензией на утилизацию отходов каким-либо другим способом. Они платят хозяевам полигонов. Выстраивается цепочка "производитель отходов-перевозчик-владелец полигона", и по этой цепочке движутся деньги. Эта система сегодня действует по всей стране.

Второй способ - переработка отходов. Этот способ в России только начинает развиваться. Он требует создания системы recycling (то есть переработки): строительство сортировочных и перерабатывающих производств, внедрение метода раздельного сбора отходов как от нежилого, так и от жилого секторов города.

В коммерческом секторе внедрить раздельный сбор довольно просто, особенно на ликвидные виды отходов. Допустим, в какой-либо организации скапливается большое количество бумажных отходов. Эта организация заключает договор с фирмой, специализирующейся на вывозе и первичной переработке макулатуры. Та устанавливает на территории организации-заказчика пресс для более плотной упаковки отходов. Причем обслуживающая фирма не только делает это бесплатно, но и платит организации-заказчику за отходы. Эта схема касается только ликвидных видов мусора: бумаги, алюминиевой банки, некоторых разновидностей полимеров.

С жилым сектором все гораздо сложнее. Здесь нужно создать инфраструктурную базу: площадки с четырьмя контейнерами. Синий, например, - для макулатуры, зеленый - для стекла, желтый - для полимерных отходов, жестяных и алюминиевых банок, красный - для пищевых отходов. В идеале рядом должен стоять пятый контейнер - для тех граждан, кто ленится сортировать отходы.

- Хорошо, с контейнерами все понятно. А где в квартирах поставить четыре емкости для мусора?

- Да, эту проблему в старом жилом фонде не решить. К сожалению, в России не каждый может себе позволить поставить на кухне четыре бака. Но вернемся к контейнерам. Оборудовав площадки с разноцветными контейнерами, фирма должна купить мусоровозы с кузовами, разделенными на секции по видам отходов. В России такие мусоровозы не производят. Значит, придется покупать в Германии, Австрии, Италии. В разных странах мусоровозы оборудуют разными захватами под разные контейнеры. Значит, нужно учитывать проблему унификации. Но самое сложное - привлечь жителей к участию в программе раздельного сбора ТБО. А это дорогостоящие информационные кампании. В Европе, кроме этого, население стимулируют экономически. Несознательные граждане, например, платят за вывоз на порядок больше, чем сознательные.

В России схема положительного стимулирования рублем уже существует - приемные пункты вторсырья, которые работают во многих городах: в Нижнем Новгороде, Смоленске, Белгороде, Волгограде и Москве. Проблема в том, что эти пункты собирают только ликвидные виды отходов. Все остальное, даже поддающееся переработке, вывозится на полигоны.

И наконец, третий способ зарабатывания - мусоросжигание. Но построить мусоросжигающий завод с соблюдением всех экологических требований - очень дорого. Сжигать можно только отсортированные отходы, то есть в печку нельзя отправлять батарейки, ртутные термометры, лампочки, хлорсодержащие полимеры и многое другое.

Теоретически на мусоросжигательном заводе деньги можно заработать и на сортировке мусора, и на продаже тепло- и электроэнергии. Но на самом деле такие заводы - глубоко дотационное производство.

- Какой способ больше всего подходит для России?

- Наиболее выгодно вывозить и перерабатывать отходы коммерческих предприятий. Здесь проблем нет - ликвидные виды отходов после дополнительной сортировки и прессовки отправляются сразу на перерабатывающие предприятия.

В Европе вся система утилизации построена на ответственности производителя отходов. Особенно эффективно действует система утилизации упаковочных отходов, которые составляют значительную долю в общем объеме ТБО. Производители упакованной продукции, чья упаковка после использования становится отходом, каждый год платят взнос в специально созданную организацию "Зеленая точка". Сумма этого взноса рассчитывается по тарифной сетке. Производители бумажной упаковки, например, платят меньше, чем производители упаковки полимерной - бумагу переработать проще. Таким образом, Евросоюз стимулирует бизнесменов производить эргономичную, экологически безопасную и легко утилизируемую упаковку. В систему "Зеленая точка" в настоящее время входят девятнадцать европейских стран, включая Чехию, Венгрию, Латвию.

- "Зеленая точка", похоже, собирает немалые суммы? И куда они идут?

- На развитие системы раздельного сбора, сортировки и переработки отходов, а также на повышение качества других способов утилизации. В России строительство завода по переработке мусора - фактически венчурный проект. Под него банк деньги не даст, а "Зеленая точка" давала бы. Срок выхода небольшого завода на самоокупаемость обычно три-четыре года. В Европе, впрочем, как и в России, собирают и сортируют отходы одни компании, а перерабатывают другие. Компаний полного цикла почти нет. Невыгодно. Существует даже страновая специализация - так, Франция, где в свое время ставку сделали на сжигание мусора, стала продавать отходы Германии, где хорошо налажена переработка.

Существует и альтернатива "Зеленой точке" - система залоговой стоимости. Работает она так: покупатель приобретает в магазине бутылку воды и вместе с ней получает талончик, на котором указана стоимость упаковки купленной им продукции. Принеся на приемный пункт бутылку и талончик, он возвращает себе стоимость тары. Однако в целом система залоговой стоимости оказалась более затратной, чем "Зеленая точка", так как она охватывает небольшой ассортимент отходов, а затраты на инфраструктуру значительные. Кроме того, в некоторых странах залоговая система отрицательно сказалась на работе предприятий - производителей тары и упаковки, особенно одноразовой. Им просто стало невыгодно производить банки.

- Может, эта система у нас сработает? Россия ведь парадоксальная страна.

- У нас она может быть выгодной, только если удастся вовлечь большинство крупных производителей упакованной продукции. Кстати, компании Coca-Cola и Procter & Gamble создали ассоциацию "Экоупак", но пока она поглощена тем, что подталкивает законодателей заняться разработкой законов в сфере упаковки и упаковочных отходов.

Николай Кононов
www.expert.ru

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -