Переработка – средство от мусора
Полтонны на каждого
Примерно 530 килограммов – столько отходов потребления и производства приходилось на каждого жителя Абакана ежегодно. Эти данные были получены в самом начале нового века, но вряд ли значительно изменились с тех пор. Половина тонны – не так уж много, поместится в одном-двух прицепах к легковому автомобилю. Вот только если учесть число жителей города, окажется, что вереница из таких прицепов протянется примерно до Красноярска. Но ладно бы эти отходы мирно складировались или перерабатывались. Плохо, что немалая их часть порой выбрасывается буквально под ноги.
– Проблема с мусором скорее связана с отношением к проблеме со стороны жителей города, нежели с какими-либо недостатками в работе коммунальных служб, – уверена заведующая кафедрой инженерной экологии Хакасского госуниверситета кандидат технических наук Елена ШАНИНА.
Моя собеседница с проблемой знакома не понаслышке: еще несколько лет назад на кафедре велись исследования проблемы утилизации твердых бытовых отходов в Абакане. Одна из теоретических разработок студентов вошла в реестр молодежных инновационных проектов нашего города. При этом можно заметить, что в сфере утилизации ТБО теоретики и практики в последние годы идут примерно одним путем.
– Изначально стоял вопрос о том, чтобы создать в Абакане мусоросжигающий завод или организовать производство по переработке отходов. Но первый проект имеет свои слабые стороны. В первую очередь – финансовую, ведь строительство мусоросжигающего завода – это очень большие затраты. Кроме того, они, как правило, работают в регионах с достаточно большой плотностью населения. А даже Абакано-Черногорская агломерация не обладает достаточным количеством ресурсов.
Поэтому в работе, которая вошла в реестр инновационных молодежных проектов Абакана, нашей студенткой было предложено создание мусороперерабатывающих станций. То есть проект подразумевал сортировку и использование бытовых отходов как сырья для выпуска каких-либо вещей, – рассказывает Елена Шанина.
Между тем о неприемлемости мусоросжигающего завода упоминается в тексте муниципальной программы по совершенствованию системы сбора, захоронения и обезвреживания твердых бытовых отходов на 2002–2006 годы. Причина проста: избавляя город от твердых бытовых отходов, такое предприятие, в свою очередь, заметно загрязняет воздух. А как насчет переработки?
– Изучая вопрос, мы столкнулись с проблемой отсутствия перерабатывающих сырье предприятий как таковых. В Минусинске, например, имеется предприятие по переработке пластика, но у них возникает проблема сбора сырья. Шины и покрышки перерабатывало черногорское предприятие «Искож», но его нельзя назвать процветающим. Что касается бумаги, картона и всего остального, то опять-таки в Минусинске действовал пункт по переработке, но экономическая ситуация там также внушает тревогу… Словом, для того чтобы начать бороться с мусором, сначала требуется создать в Абакане хотя бы мелкие частные предприятия по его переработке. То есть, по сути, вернуться во времена СССР, со сбором макулатуры. Пока же у нас нет проблем лишь со сбором металлолома, – описывает ситуацию Елена Шанина.
Поэтапное решение
Что же делать, если пока предприятия вроде «Вторсырья» не пользуются популярностью? Решение, считают наши ученые, – во внедрении раздельного сбора мусора. Сегодня актуальна проблема переработки пластика, в первую очередь популярных ПЭТ-бутылок, в которых обычно продаются напитки, а также одноразовая посуда.
– В свое время один из наших студентов проводил исследование, из которого следовало: если правильно проводить сбор одноразовой посуды, можно перерабатывать достаточное количества пластика для промышленного производства, начиная от цветочных горшков и заканчивая тарой. Ведь сеть общественного питания, в том числе и такого, где используется одноразовая посуда, представлена в Абакане достаточно широко. Но возникает вопрос – кто за это будет платить? Частным предприятиям выгоднее заказать контейнер и вывозить весь мусор целиком, нежели ставить какие-либо отдельные емкости для каждого вида, – делится наблюдениями моя собеседница.
Финансовый вопрос, как это часто бывает, грозит уничтожить нужное дело еще в зародыше. Тем более что рентабельность перерабатывающего предприятия находится под вопросом. Во всяком случае, если сравнивать его с магазином или другим, более привычным видом бизнеса. Хотя здесь не все так просто.
– Если смотреть с точки зрения экономики, рентабельности конкретного перерабатывающего предприятия, то затея эта не выгодна. Но есть такое понятие – «предотвращенный экологический ущерб». То есть те деньги, которые государство экономит в результате природоохранных мер. Этот момент многое меняет в ситуации. Потому что с позиции экологии, того преимущества, которое получает муниципалитет или регион, – эти меры неоценимы. Напрашивается вывод: нужна региональная или муниципальная программа, которая позволила бы не только очистить наш город, но и сделала бы переработку мусора выгодным делом, – считает Елена Шанина.
Есть примеры
В городской программе по совершенствованию системы сбора, захоронения и обезвреживания твердых бытовых отходов на 2002–2006 годы имеются довольно-таки интересные сведения. В том числе и о попытках возложить сортировку бытового мусора на тех, кто его «производит», – на население. «Селективный отбор отходов, предпринимавшийся в ряде стран в различные периоды XX столетия, не дал ожидаемых результатов из-за низкой бытовой культуры» – цитата из документа звучит как приговор, тем более что подкрепляется примерами из истории. В частности, о предпринятой в Чехословакии попытке сбора битого стекла. Уже в шестидесятые годы прошлого века в этой восточноевропейской стране пытались устанавливать отдельные контейнеры для сбора осколков стекла или тары из него. Однако в эти емкости попадал и другой мусор, что затрудняло его сортировку. Впрочем, сегодня в некоторых европейских странах система раздельного сбора мусора все же действует. Порой звучат заявления о том, что России до этого уровня культуры требуется расти еще несколько десятилетий. Однако некоторые примеры, которые удается найти, говорят, что в этом вопросе немало зависит от энтузиастов, желающих изменить ситуацию.
Город Солнечногорск в Московской области примерно втрое уступает Абакану по численности населения. В населенном пункте имеется несколько предприятий, работающих на строительную отрасль. В общем, ничего особенного, город, каких много не только в центральной части нашей страны. За исключением одной важной детали: именно в Солнечногорске успешно действует завод по переработке ПЭТ-бутылок. Причем главной особенностью является тактика, которую избрали его создатели. Для стабильной работы предприятию нужно сырье. В Солнечногорске поступили оригинальнее: в городе появились специальные контейнеры для ПЭТ-бутылок, и даже проведена специальная рекламная кампания для привлечения внимания горожан. Всего таких контейнеров – несколько десятков, установила их за свой счет администрация Солнечногорского муниципального района, а партнерами акции стали крупнейшие производители прохладительных напитков.
Переработка, что необычно для России, включает полный цикл производства. Грузовики привозят собранные в городе и его окрестностях бутылки. Далее идет сортировка, дробление, отмывка, удаление этикеток и, наконец, сушка. В итоге получаются аккуратные мешки с пластиковыми хлопьями, практически лишенные примесей, то есть подготовленные к дальнейшей переработке. Из этого материала, называемого «флекс», получают гранулы, «спекая» заготовку при температуре около 280 градусов. Обычно на этом этапе российские переработчики завершают процесс, продавая гранулы заводам по производству полимеров. Из гранул на других предприятиях можно сделать все что угодно – от труб до утеплителя и, наконец, полиэстера – весьма популярного в последнее время волокна для производства одежды. И не стоит забывать, что даже знаменитый и весьма популярный полартек, или флис, из которого шьются кофты, не уступающие шерстяным, тоже разновидность синтетической ткани, получаемой из бутылок. Что же касается Солнечногорска – там из ворот переработчика выходит готовая продукция в виде бутылочных преформ. По внешнему виду они походят на пробирки с бутылочным горлышком. Из них уже на специальном оборудовании, при помощи тепла и сжатого воздуха изготавливают бутылки нужной формы и объема. Словом, эта популярная тара перестает быть одноразовой продукцией, снова и снова возвращаясь на прилавки.
Андрей КЕДРИН
http://abakan-news.ru/