Финляндия: мусор как прибыльный бизнес
Всё дело в трубе
Согласно законодательству, в Финляндии обязательно сортировать отходы на 5 видов: картон, бумага, пластик, смешанные и биоотходы.
В новом районе Каласатама, в котором строится жильё для 20 000 тысяч человек и создаётся 8 000 рабочих мест, проблема с вывозом мусора решена радикально: под землёй спроектирована система труб (к 2035 году её общая протяженность составит 11 км), по которым в автоматическом режиме производится сбор мусора. Система работает практически полностью в автоматическом режиме.
Вместо мусорных контейнеров оборудуется специальный антивандальный мусоропровод для каждого вида отходов. Как правило, один такой пункт обслуживает несколько домов (или микрорайон). Как только мусороприёмник заполняется до определённого уровня, система подаёт сигнал и приводится в действие вакуумный насос, который «высасывает» мусорные мешки одной группы отходов в единый коллектор. Со скоростью 70 км/час мусор несётся под землей на мусоросборный пункт. Оттуда собранные отходы перевозятся на полигон переработки ТБО.
Для того, чтобы в работе мусорного коллектора не возникало перебоев, ведётся постоянная работа по обучению населения тому, как правильно сортировать отходы. Для этих целей организована работа call-центров, выпускаются памятки для горожан, где расписаны основные требования законодательства и правила сортировки мусора.
«Если человек сомневается, к какому виду отходов отнести мусор, он может воспользоваться памяткой или позвонить в call-центр. Поскольку в районе сейчас проживает немного жителей, количество вопросов небольшое», - рассказал Ярмо Маттила, генеральный директор предприятия по сбору отходов в районе Каласатама. Работники центра рассказывают, какой размер должен быть у мусорного пакета, чтобы он не застрял в коллекторе, какую использовать упаковку для био-отходов, в какое время приезжают мусоровозы за крупногабаритным мусором и т. д.
«Часть мусора – ПЭТ-бутылки, алюминиевые банки из-под напитков – принимаются непосредственно в торговых центрах в специальных автоматах. Это очень выгодно, так как, сдав тару, вы получаете купон на скидку в этом торговом центре», - считает г-н Маттила (стоимость алюминиевой тары составляет 0,15 евро, а ПЭТ-бутылки – 0,40 – прим. «Би-порт»). Система оборота тары – не изобретение вчерашнего дня, она также практиковалась в СССР.
Мусор как бизнес
Финляндия в среднем перерабатывает около 60% отходов, оставшиеся 40% утилизируются на специальных полигонах.
Для сравнения - в Германии под переработку попадает 100% мусора, в то время, как в Болгарии не перерабатывается ничего (данные 2012 года). В Мурманске на сегодня перерабатывается менее 10% отходов (на заводе Термической обработки ТБО, - прим. «Би-порт»).
Всего в Финляндии создано 35 объединений по переработке ТБО. Один из таких полигонов расположен вблизи Лахти, он обслуживает территорию 12 муниципалитетов, на которой проживает около 200 тысяч человек. Полигон Куяла - основной терминал компании Jatehuolto Oy. Здесь ежегодно перерабатывается более 250 тысяч тонн отходов, из которых всего 9% утилизируется.
По словам Леены Сеппяля, руководителя по переработке полигона Куяла, оборот компании в 2013 году составил 14 млн евро. «Доход компании складывается из двух составляющих - переработка мусора и продажа энергии. Предприятие находится на полном хозрасчёте. Рыночная стоимость компании на данный момент составляет 18 млн. евро», - рассказала ИА «Би-порт» г-жа Сеппяля.
Площадь полигона - 70 гектаров - находится в аренде у муниципалитета Лахти. Законом об обращении с отходами обязанность по утилизации некоторых видов отходов возлагается на производителей, которые закладывают эти затраты в стоимость товара (то есть, в конечном счёте, платит потребитель). Поэтому приём мусора от частных лиц на полигоне осуществляется бесплатно (при объёме менее 1 кубометра).
Сбор опасных отходов - батарейки, энергосберегающие лампы, аккумуляторы и др. - как правило, производится на территориях АЗС. Там оборудуются специальные пункты сбора и регулярно производится вывоз отходов на полигон для дальнейшей транспортировки производителям. Аналогичная ситуация складывается и с бытовой техникой, только пункт сбора находится на территории полигона, а в муниципалитетах оборудованы несколько площадок для сбора такого мусора (экопункты).
Все понимают, что организовать дома сортировку по 5 видам мусора достаточно сложно, особенно в небольшой квартире, но производители мебели идут в ногу со временем - сегодня получает широкое распространение кухонная мебель, где предусмотрены контейнеры для нескольких видов мусора.
«Раньше био-отходы хранились на открытых площадках. Это приводило к распространению насекомых, грызунов и неприятному запаху. Сейчас на территории Куяла построено закрытое хранилище, в котором биоотходы компостируются, а выделяющийся от разложения газ собирается в специальные резервуары и используется в дальнейшем, например, для заправки автомобилей», - отмечает г-жа Сеппяля. - «То есть, полностью избавится от запаха пока невозможно, но сейчас он находится в пределах нормы, что подтверждается данными экологического мониторинга»
Ещё одним своеобразным индикатором экологического спокойствия на территории полигона являются птицы. Полигон регулярно посещают орнитологи, которые производят подсчёт пернатых и на основании прибыли/убыли делают заключение об экологическом благополучии.
О России
Напомним, собирать мусор раздельно неоднократно пытались и в России. Однако, чаще всего эксперименты заканчиваются провалом. Так, власти Петербурга отказались от продолжения эксперимента по раздельному сбору мусора из-за его неэффективности.
В Мурманской области тоже пытались наладить селективный сбор мусора. Несколько баков было размещено в областном центре. Установка раздельных контейнеров планировалась в Кандалакше, но там от этой идеи позже отказались.
По оценкам Росприроднадзора раздельный сбор мусора в России не выгоден. И не только из-за того, что рядовому гражданину просто лень этим заниматься. Одна из причин – слишком долгая и сложная технология извлечения вторичного сырья. Сегодня из всего объёма отходов только около 20% перерабатываются или используются вторично.
www.b-port.com