Рынок вторичных ресурсов не будет развиваться без интереса переработчиков и граждан
«Добросовестных пассажиров в последнее время стало намного больше, – говорит начальник Ленинградского вокзала Константин Фомин. – Порядка 20 урн для раздельного сбора отходов мы установили в конце прошлого года. Могу сказать, что «разного» мусора у нас больше всего. Думаю, это потому, что люди пока не привыкли».
Когда контейнеры наполняются, работники клининговой компании увозят пакеты с сортированными отходами в накопитель. Оттуда организация-подрядчик забирает их на переработку.
Проект ОАО «РЖД» по раздельному сбору бытовых отходов официально стартовал на сети с начала 2014 года, хотя подготовка началась раньше. Вообще раздельный сбор отходов как таковой для компании не новость. На предприятиях отрасли налажена сортировка с последующей сдачей на переработку металла и нефтесодержащих отходов. Однако бытовыми стали заниматься только сейчас. Контейнеры для сортировки бытового мусора устанавливаются на вокзалах, а также в офисных и административных зданиях компании во всех регионах присутствия. В офисах, помимо алюминия, стекла и пластика, сортируют ещё и бумагу.
Впрочем, на вокзале Екатеринбурга решили собирать отдельно ещё и картон, потому что среди отходов его очень много. «Процесс раздельного сбора мусора очень трудоёмкий, но думаю, что мы привыкнем, – говорит и.о. начальника вокзала Екатеринбурга Алексей Тарасов. – Проблема ещё и в том, что переработкой мусора занимается сегодня не так много организаций, в муниципальных образованиях не создана инфраструктура».
По словам замначальника службы организации обслуживания на вокзалах Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Бориса Рябова, сейчас по всей сети компанию обслуживает один переработчик – ОАО «СТК». Местный бизнес интереса к мусору практически не проявляет, предприятия по его переработке в регионах не строятся.
«Чем дальше от крупных городов, тем острее эта проблема, – комментирует ситуацию Борис Рябов. – Получается, мы вкладываемся в сортировку, но вторичные ресурсы никому особо не нужны. Встаёт вопрос рентабельности. К примеру, мы сдаём бытовых отходов на 30–40 тыс. руб., а тратится на переработку все 90–100 тыс. При этом бумагу грязную на переработку не берут, пластиковые бутылки чуть ли не мыть заставляют, сдирать с них этикетки. А это дополнительные расходы».
В департаменте охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» отмечают, что практика сортировки и переработки бытового мусора в новинку не только для компании, но и для страны в целом. «Пытаемся подтолкнуть этот процесс, – говорит замначальника департамента Валерий Першин. – Понятно, что в одиночку мы не сдвинем дело с мёртвой точки, но предложение может породить спрос и в какой-то мере наладить вторичный рынок отходов. Кроме того, мы помогаем людям по-другому взглянуть на окружающий мир и их собственную роль в нём».
В компании полагают, что в будущем нововведение поможет экономить на мусоре, пусть даже поначалу это требует расходов. Проект пока называют пилотным, о реальной эффективности можно будет судить минимум через полгода. «Нам есть над чем подумать, – говорит Борис Рябов. – Взять технические пассажирские станции... В Москве это Николаевка, Москва-3, Киевская, где огромное количество мусора и места для сортировки тоже есть. Почему бы и там не наладить раздельный сбор отходов?»
Надежда Россихина
www.gudok.ru