Проблемы "муросного" законодательства
На данный момент закон «Об отходах производства и потребления» вообще не решает проблему мусоропереработки и нуждается в дополнении. Самые острые вопросы: о создании мусороперерабатывающей отрасли как отрасли, вопрос финансирования, экономического стимулирования, разделения полномочий государственных структур.
Поправки, подготовленные Минприроды совместно с Комитетом, решают четыре блока проблем. Первый блок – разграничение полномочий между федеральными органами власти, субъектами и муниципальными образованиями. На сегодняшний день порядка 70-80% полномочий находятся у Федерации и муниципалитетов, а субъект фактически ничего не решает. Этими поправками полномочия по определению расположения полигонов и мусороперерабатывающих заводов перераспределяются в пользу субъектов РФ.
Создадут оператора, который будет руководить, организовывать, контролировать эту работу. Муниципальным образованиям, к сожалению, оставлена маленькая роль – сбор и транспортировка отходов. Вопрос государственного фонда переработки и утилизации отходов будет в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Собственно, фонд по утилизации и переработке отходов представляет собой второй блок проблем и вызывает дискуссию, замедляющую темпы принятия поправок. От идеи с национальным оператором и государственным внебюджетным фондом полностью отказались. Скорее всего, будет создана ассоциация саморегулируемых организаций как орган при Правительстве РФ. Она будет предлагать проекты и технологии, а финансирование будет поступать из бюджета.
Сейчас решается между Минфином и другими ведомствами, как бы эти деньги не размылись в общем потоке федерального бюджета и действительно направлялись в мусороперерабатывающую отрасль. Но пока проект поправок не пройдет второе чтение, нельзя говорить, что это финальный вариант. По проекту субъекты РФ обяжут создать схемы санитарной очистки регионов. Нужно будет определить объемы, места расположения захоронений и мусороперерабатывающих заводов. А финансирование и дотирование этой работы предполагается вести из фонда. Пополняться фонд будет, в том числе, за счет предприятий-производителей, которые не утилизируют отходы самостоятельно.
Третье важное предложение – перевод сбора мусора из жилищной услуги в коммунальную. Этим самым мы говорим «в аванс» о том, что отрасль уже якобы создана. И вводится обязанность жильцов частных домов утилизировать отходы или заключать договор на вывоз мусора, что предотвратит стихийные свалки в поселках.
И четвертый спорный момент – отменена лицензия на сбор, транспортировку и использование отходов, и никакого механизма взамен не предложено. То есть у нас планируется саморегулирование этой отрасли, но оно будет введено в 2019 году. Отрасль будет вообще неуправляема до этого времени.
Уже сейчас недобросовестные водители мусорных машин пользуются правовым вакуумом и вместо того, чтобы везти мусор на полигон и платить за это деньги, сваливают его в оврагах и лесах. И сам фонд может расходоваться только с 2016 года. Это все очень растянуто во времени. Хотелось бы все более оперативно внедрить, и мы, комитет Госдумы по природным ресурсам, за сокращение сроков вступления законов в силу и внедрения саморегулирования с 2017 года минимум.
Существенная сложность – финансирование отрасли. Считаю, что государство не может из бюджета финансировать эту отрасль. За это должен платить производитель. Но этой системы у нас пока нет. Мы знаем с чего начинать, самое главное – вопрос нормативов и организации этого платежа в целом.
Однако главная проблема, которая мешает трансформации отрасли в экологичный бизнес, – это недостаток политической воли и неумение бизнеса, общества и власти договариваться друг с другом. Есть очень много заинтересованных сторон, которые не могут прийти к единому мнению. Думаю, конференция «Бытовые отходы в доходы» может способствовать развитию отрасли как площадка, где бизнес имеет возможность получить актуальную информацию и прогнозы по изменению законодательства из первых уст.
http://www.globalforumfactory.ru/OVD_add