Станция мусороперегрузки в Томске: мэрия - "за", люди боятся запаха
Томичи выступают против строительства мусороперегрузочной станции в черте Томска: люди боятся запаха нечистот, который появится при соседстве с таким объектом. Власти заверяют, что объект безвреден и его строительство необходимо городу, в противном случае — Томск рискует оказаться под грудой мусора.
Строительство мусороперегрузочной станции мэрия планировала начать в мае и завершить в сентябре 2013 года. Предполагалось, что она позволит оптимизировать работу с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Размещение станции в черте города в два раза сократит расходы на топливо для мусоровозов: их пробег уменьшится с 250 до 170 километров в сутки. Как следствие, мусор из дворов будет вывозиться чаще.
По проекту станция должна разместиться в конце Иркутского тракта. Границы объекта с одной стороны находятся в 100 метрах от жилой застройки. С другой — рядом с предполагаемой по генплану зоной общественно-делового назначения. По данным мэрии, в настоящее время участок подготовлен под строительство, завершается работа над проектно-сметной документацией.
В конце сентября встревоженные планируемым строительством томичи обратились в городскую думу. Депутаты выехали на место размещения объекта. Практически все члены выездной комиссии тогда высказались против строительства в непосредственной близости с жилыми домами.
В четверг, на заседании комитета городского хозяйства гордумы свои аргументы в пользу стройки в черте города озвучили представители мэрии. Горожане, также присутствовавшие на заседании, попытались в очередной раз "достучаться" до властей и депутатов, требуя переноса опасного, по их мнению, объекта.
Все по плану
Начальник департамента городского хозяйства Александр Живоглядов сообщил на заседании, что земельный участок по адресу Иркутский тракт 197-б, площадью более 39 тысяч квадратных метров, осенью 2012 года постановлением мэрии был образован для строительства промышленного предприятия четвертого-пятого класса опасности. И передан Спецавтохозяйству в аренду на два года.
"В расчет было принято оптимальное расположение кольцевой развязки и направление в Новомихайловку и в Сурово-Сухоречье (полигон ТБО). Технологический процесс включает в себя опрессовывание отходов с последующим вывозом на полигон ТБО. За счет этого произойдет снижение себестоимости утилизации отходов… Экономия в год составит около 45 миллионов рублей", — рассказал он.
По словам Живоглядова, еще год назад "Спецавтохозяйство" приобрело современную шведскую технику для будущей станции, в настоящее время она хранится на складе. В процессе сжатия отходов жидкость будет собираться в герметичные емкости и вывозиться с мусором на полигон ТБО, что исключает появление запаха.
Как уточнил главный архитектор города Владимир Коренев, согласно требованиям СанПина, размер санитарно-защитной зоны мусороперегрузочной станции составляет 100 метров, эти параметры проектом соблюдены. Также объект будет огражден от жилых домов рекреационной зоной — садами и парками.
"Размещение станции по мусороперегрузке было определено еще в 2007 году в составе генплана… Есть материалы по обоснованию строительства этого производства. Объект включен в общую систему по переработке мусора в городе", — добавил он.
Положительную оценку экологов предполагаемое место строительства получило также в 2007 году, уточнил председатель областного комитета экологической безопасности Сергей Трапезников. "Хочу предостеречь о переносе этого завода на другую территорию… У нас 90% южные ветра (дуют не в сторону жилья)… Это правильное место", — отметил эколог.
Однако оговорился, что подобный объект необходимо сопровождать станцией по сортировке мусора. В свою очередь власти города уточнили, что ее возведение является второй очередью строительства на этой же площадке.
Томичи — против
Доводы эколога томичей не утешают. По словам представителей общественности, такое соседство для жителей Иркутского тракта (спальный район Томска) в любом случае обернется дополнительным источником неприятного запаха. "Жителям Иркутского и так хватает проблем с запахами… А тут всего 100 метров защитная зона", — высказался представитель жителей.
По словам томички Светланы Иванченко, которая живет рядом с планируемым строительством, люди опасаются также за здоровье своих детей и за эстетичность такого соседства.
"Вот вы все говорите об эффективности и продуктивности этого строительства. Но знаете, здоровье — самое главное. Наши дома заселены преимущественно молодыми семьями, у кого-то уже есть дети, у других планируются. И ни одна мать не хочет, чтобы дети видели это и дышали этим с детства. Если вопрос не решится так, как нам бы хотелось, то мы готовы бойкотировать этот проект", — отметила она.
Депутаты спорят
Доводы депутатов, которые выступают против строительства объекта на этом месте, — близость к жилым домам и отсутствие свежей экологической экспертизы.
"Понятно, что все депутаты "за" строительство завода, я тоже — "за". Но место выбрано неудачное. Если там будет продолжаться строительство — выйдут люди и очень много людей… При сжатии мусора будет выделяться жижа, и запах стоять будет", — выразил свое мнение Александр Чуприн.
Преступлением называет выбор такого места для строительства и председатель комитета депутат Владимир Резников. "Давайте сдвинем эту стройку хотя бы на три километра", — предлагает он. Степан Руденко, отмечает, что жить в районе "мусорки" мало кто пожелает. Однако, при наличии положительного экологического заключения готов изменить свое мнение.
"Опять мы считаем деньги, а как там будут люди жить? Что будут люди говорить? Ты где живешь? "В районе станции мусороперегрузки…" Ну это же несерьезно… Нам губернатор говорит развивать застройку в северном направлении, а мы в центре города делаем мусороперегрузочный завод. Я буду "против" голосовать, но если кто-то даст гарантии, что там не будет запаха — проголосую "за", — отметил он.
Депутаты-оппоненты призывают коллег обратить внимание на то, что запрет на строительство усложнит и без того острый вопрос утилизации мусора в городе.
"Мы сами тут виноваты, проголосовали за приобретение оборудования для станции, которое уже год лежит на складе. Если сейчас начать строительство, то завершится оно только в 2014 году, к этому времени наши соседи уже по другой технологии будут мусор сжимать. Не ждать надо, надо строить и все, а при необходимости искать новое место", — отметил Михаил Филимонов.
Экологическая катастрофа
После жарких споров и высказываний и.о. мэра Томска Евгений Паршуто сообщил депутатам и представителям общественности, что все замечания администрацией города будут учтены. Экологическая экспертиза, которая позволит снять вопросы размещения и безопасности объекта, будет готова в ноябре и представлена на обсуждение.
"Опасения, которые здесь высказаны — они принимаются. Более того, я с этой трибуны обещаю вам провести и организовать проведение всех экологических экспертиз применительно к тому проекту, который будет готов через несколько месяцев и применительно к тому оборудованию и к той схеме транспортировки, которая будет реализована в этом проекте", — отметил он.
При этом Паршуто сообщил, что любое промедление в принятии решения относительно размещения станции мусороперегрузки грозит городу экологической катастрофой.
"К сожалению, мусор образуется каждую секунду и каждый день, каждый месяц. И если мы с вами не примем решения быстро, оперативно и профессионально, то завтра в городе будет экологическая катастрофа", — пояснил он.
И.о. мэра добавил, что городская администрация намерена отстаивать строительство станции именно в ранее определенном генпланом месте.
"Снегоотвалы мы двигаем уже восьмой год по территориям, так ни одного в городе Томске и нет. Томский район не берет на себя такие производства — это мусор Томска. Что касается "розы ветров" — ну не дураки были все наши профессиональные предшественники — "роза ветров" юго-западная. Никакой запах на Иркутский тракт не пойдет никогда, но это вам подтвердит экспертиза", — подытожил Паршуто.
РИА Новости