Вторсырье государственного назначения
На следующей неделе правительство должно определиться с окончательной версией законопроекта, создающего рынок по обращению твердых бытовых отходов в России. Но, по мнению бизнеса и чиновников, предложенные конструкция и сроки запуска госрегулирования отрасли готовят почву для монополизации рынка, вынуждая частные компании отказаться от построения его конкурентной модели. На роль единого оператора рынка может быть назначена ГК "Ростех".
15 декабря 2014 года истекает срок, к которому Госдума должна принять поправки, призванные экономически стимулировать обращение с бытовыми отходами. Поручение дал президент Владимир Путин, пообещав наказать тех, кто тормозит их принятие. Документ обсуждал отраслевой комитет РСПП. Крупный бизнес тревожит, что рынок может быть монополизирован, а цели регулирования не достигнуты.
Напомним, документ вводит для производителей и импортеров нормы "утилизации" разных видов товаров и упаковки: компании могут выполнять их сами или передать государству, внеся "экологический платеж" в госбюджет. Хотя Бюджетный кодекс не предусматривает "окрашенных" госрасходов, чиновники обещают: платежи потратят на отраслевые региональные программы. Исполнять их призваны региональные операторы, которые помимо бюджетных денег будут распоряжаться тарифными платежами домохозяйств.
Предыдущая версия законопроекта предусматривала создание на регион по одному такому оператору с регуляторными функциями. Теперь регионам предложено самим решать, нужны ли им операторы — их может быть сколько угодно, выбираться они будут по конкурсу и регулироваться местными законами, сообщил источник в аппарате правительства. Вероятность того, что регионы откажутся от создания подконтрольных операторов, мизерная, считают представители бизнес-ассоциаций и федеральных экономических министерств. Это ограничит возможности производителей и импортеров самостоятельно реализовывать свою ответственность. От региональных операторов законопроект не требует выполнять установленные показатели утилизации.
Отказаться от создания конкурентного рынка бизнес вынуждает и дата вступления поправок в силу (1 января 2015 года): в бюджет на 2015-2017 годы уже заложены поступления экологических платежей — по 30 млрд руб. в год (см. "Ъ" от 7 ноября). Переходный период не предусмотрен даже на разработку и принятие подзаконных актов. Так, документ содержит методику расчета платежей компаний, исходя из объема товаров, выпущенных в обращение за прошедший год. А в проект постановления правительства, призванный регулировать платежи, уже вписаны конкретные ставки, хотя достоверной информацией для их расчета не располагают даже сами компании, говорит Екатерина Астафьева из ассоциации "Русбренд". "Кто-то пленку мерил в штуках, кто-то в метрах. Данных нет. Не было законодательных требований",— поясняет Любовь Меланевская из РУСПЭК.
Последней попыткой бизнеса повлиять на чиновников стали письма премьеру Дмитрию Медведеву (его подписали 11 ассоциаций) и начальнику правового управления президента Ларисе Брычевой (подписали РАТЭК, "Русбренд" и РУСПЭК). В них говорится, что в нарушение Конституции новые обязанности для бизнеса вводятся задним числом, и предлагается вернуть согласованный прежде переходный период — до 1 января 2016 года. Но представители бизнеса уже не верят, что будут услышаны. Создание единого оператора рынка отходов вновь лоббирует ГК "Ростех". В письме к Владимиру Путину от 6 ноября ее глава Сергей Чемезов описывает преимущества контроля госкорпорацией денег бюджета, выбора технологий и создания инфраструктуры. В тот же день президент поручил ответственному вице-премьеру Александру Хлопонину "рассмотреть" эти предложения и "доложить" о результатах. "Вопрос сейчас прорабатывается. Решение еще не принято. В текущей версии законопроекта нет положений о функциях "Ростеха" в сфере обращения с отходами. Давайте дождемся позиции правительства по этому вопросу",— заявили в аппарате правительства. 24 ноября поправки должны быть одобрены на правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
15 декабря 2014 года истекает срок, к которому Госдума должна принять поправки, призванные экономически стимулировать обращение с бытовыми отходами. Поручение дал президент Владимир Путин, пообещав наказать тех, кто тормозит их принятие. Документ обсуждал отраслевой комитет РСПП. Крупный бизнес тревожит, что рынок может быть монополизирован, а цели регулирования не достигнуты.
Напомним, документ вводит для производителей и импортеров нормы "утилизации" разных видов товаров и упаковки: компании могут выполнять их сами или передать государству, внеся "экологический платеж" в госбюджет. Хотя Бюджетный кодекс не предусматривает "окрашенных" госрасходов, чиновники обещают: платежи потратят на отраслевые региональные программы. Исполнять их призваны региональные операторы, которые помимо бюджетных денег будут распоряжаться тарифными платежами домохозяйств.
Предыдущая версия законопроекта предусматривала создание на регион по одному такому оператору с регуляторными функциями. Теперь регионам предложено самим решать, нужны ли им операторы — их может быть сколько угодно, выбираться они будут по конкурсу и регулироваться местными законами, сообщил источник в аппарате правительства. Вероятность того, что регионы откажутся от создания подконтрольных операторов, мизерная, считают представители бизнес-ассоциаций и федеральных экономических министерств. Это ограничит возможности производителей и импортеров самостоятельно реализовывать свою ответственность. От региональных операторов законопроект не требует выполнять установленные показатели утилизации.
Отказаться от создания конкурентного рынка бизнес вынуждает и дата вступления поправок в силу (1 января 2015 года): в бюджет на 2015-2017 годы уже заложены поступления экологических платежей — по 30 млрд руб. в год (см. "Ъ" от 7 ноября). Переходный период не предусмотрен даже на разработку и принятие подзаконных актов. Так, документ содержит методику расчета платежей компаний, исходя из объема товаров, выпущенных в обращение за прошедший год. А в проект постановления правительства, призванный регулировать платежи, уже вписаны конкретные ставки, хотя достоверной информацией для их расчета не располагают даже сами компании, говорит Екатерина Астафьева из ассоциации "Русбренд". "Кто-то пленку мерил в штуках, кто-то в метрах. Данных нет. Не было законодательных требований",— поясняет Любовь Меланевская из РУСПЭК.
Последней попыткой бизнеса повлиять на чиновников стали письма премьеру Дмитрию Медведеву (его подписали 11 ассоциаций) и начальнику правового управления президента Ларисе Брычевой (подписали РАТЭК, "Русбренд" и РУСПЭК). В них говорится, что в нарушение Конституции новые обязанности для бизнеса вводятся задним числом, и предлагается вернуть согласованный прежде переходный период — до 1 января 2016 года. Но представители бизнеса уже не верят, что будут услышаны. Создание единого оператора рынка отходов вновь лоббирует ГК "Ростех". В письме к Владимиру Путину от 6 ноября ее глава Сергей Чемезов описывает преимущества контроля госкорпорацией денег бюджета, выбора технологий и создания инфраструктуры. В тот же день президент поручил ответственному вице-премьеру Александру Хлопонину "рассмотреть" эти предложения и "доложить" о результатах. "Вопрос сейчас прорабатывается. Решение еще не принято. В текущей версии законопроекта нет положений о функциях "Ростеха" в сфере обращения с отходами. Давайте дождемся позиции правительства по этому вопросу",— заявили в аппарате правительства. 24 ноября поправки должны быть одобрены на правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
Алексей Шаповалов
http://www.kommersant.ru
http://www.kommersant.ru
Рейтинг: 0.00 (0 голосов) -
Оцените эту новость -