Как избавиться от ненужных ПК
Организация Electronic Industries Alliance (EIA) выделила средства, приблизительно 100 тыс. $, на годичное исследование, цель которого — изыскать наилучший способ сбора использованной электроники для вторичной переработки и уничтожения...
Гранты будут выданы трем получателям: штату Флорида, совету по переработке вторсырья Северо-Восточного региона, охватывающего 10 штатов, и 3-й зоне Агентства по защите окружающей среды, в которую входят пять штатов и федеральный округ Колумбия. В числе компаний-участниц программы Hewlett-Packard, Sony Electronics, Nokia, Canon, Philips Consumer Electronics, Panasonic, Sharp и другие производители аппаратуры — это они выделили деньги на гранты. Исследование сосредоточено не на корпоративном оборудовании, а на бытовой электронике. «Проблема в том, что у потребителей нет возможности эффективно избавляться от этих вещей», — пояснила директор EIA по вопросам окружающей среды Холли Эванс (Holly Evans).
Такая инициатива очень своевременна. Вот уже десятилетие потребители — и корпорации — вовсю тратят деньги на компьютеры, принтеры и сопутствующие расходуемые материалы и продолжают покупать всякую всячину, от телевизоров до тостеров, так что электронные устройства выбрасываются на свалку в беспрецедентных количествах. По данным Совета национальной безопасности, в конце 90-х в США ежегодно выходило из употребления около 20 млн ПК, а в будущем это количество, вероятно, вырастет еще больше. «Потребители жаждут электронной аппаратуры. Она нам нужна; мы ее используем; мы хотим, чтобы она становилась все дешевле и работала все быстрее. И индустрия все это нам дает, — говорит Рауль Кларк (Raoul Clarke), руководитель отдела окружающей среды администрации штата Флорида. — Теперь накопились горы всего этого добра. Вопрос в том, что с ним делать и кто возьмет на себя расходы».
Ядоносные ПК
Выбрасываемая аппаратура, которой только в США скапливается около 220 млн тонн в год, если ее не перерабатывать надлежащим образом, может причинять вред окружающей среде. Например, мониторы содержат килограммы свинца, а печатные платы — свинец, ртуть, мышьяк и пламезамедляющие вещества. Сегодня большинство вышедших из употребления устройств ждут своего часа, и это скопление хлама заставляет местные органы власти, ответственные за сбор и утилизацию отходов, крепко задуматься об изыскании средств и организации процесса. «Проблема утилизации электроники требует немедленного решения, — говорит Скотт Кассел (Scott Cassel), директор Института контроля за продуктами при Массачусетском университете в Лоувелле. — С одной стороны, технология добавляет в поток мусора все больше продуктов, а с другой — программы с государственным участием подхлестнут потребительский спрос, так что некоторые чиновники уже подумывают о запуске таких программ, не дожидаясь долгосрочного финансирования».
Производители тоже озабочены. Правительства Японии и ряда европейских стран начали требовать от компаний, которые производят и продают электронные устройства, брать на себя ответственность за последнюю стадию их жизненного цикла. Производителям нужна более подробная информация о том, чьи продукты отправляются на свалку, как часто это происходит, что с ними случается потом и т.д. До сих пор большинство исследований в области утилизации электронных устройств имело узкий охват — часто они затрагивали единственного производителя, продавца, город или район.
В прошлом году ряд производителей ПК, включая HP и IBM, а также сеть розничной торговли Best Buy, запустили программы возврата, выплачивая покупателям до 34 $ за сданную старую технику. В октябре исполняется год с момента запуска программы сбора старой электроники (без выплаты потребителям), организованной в штате Миннесота компаниями Sony, Panasonic и Sharp.
Инициатива EIA — это попытка расширить охват сбора данных и в то же время получить хорошо структурированную информацию. Например, производители знают количество проданных ими продуктов, но не знают, какая доля этих продуктов выбрасывается.
Работающие модели «Мы понимаем, что наша программа, как бы хороша она ни была, не может быть единственным решением, — говорит менеджер НР по сотрудничеству с властями Дэвид Исаакс (David Isaacs). — Вот почему мы хотим играть активную роль [в мероприятиях EIA] и понять, какие модели окажутся работающими».
Гранты пойдут на финансирование вторичной переработки аппаратуры бытовой электроники или сбора и оценки информации по следующим категориям оборудования: компьютеры, периферия, телевизоры и мониторы на базе ЭЛТ и ЖК. EIA рассматривает две основные модели утилизации: муниципальную и через розничную торговлю. По первой модели местные власти должны собирать использованную аппаратуру при помощи службы вывоза мусора или центров сбора вторсырья. По второй — это должна делать розничная торговая сеть при помощи промоушн-акций или программ замены старой аппаратуры на новую. «Эти опыты позволят индустрии лучше освоить ту область, в которой местные власти уже поднаторели, — говорит Кассел. — В то же время есть такие модели, в частности сбор через сеть розничной торговли, которые госучреждения хотели бы изучить получше».
Хотя пилотные программы уже проводились, в целом это новая область исследований, и всем их участникам предстоит еще многому научиться. Создается новая система, в которую вовлечен производитель и розничный продавец, и они могут найти совершенно иной способ обращения своих продуктов, чем тот, которым индустрия пользовалась в прошлом. Многие специалисты по утилизации отходов как в правительстве, так и в индустрии говорят, что в долгосрочном плане финансирование утилизации электроники распределится между госучреждениями, производителями, продавцами и потребителями.
Как говорит Эванс из EIA, получатели грантов выбраны отчасти за их готовность разделить ответственность. Кроме того, они уже проводят программы, в которых старая электроника рассматривается не как вредные отходы, а как вторсырье, и выразили готовность добавить к средствам, выделенным индустрией, свои собственные. «Деньги понадобятся тогда, когда тот, кто занимается сбором, позвонит переработчику и скажет: „Приходите и забирайте этот хлам”, — говорит Кларк. — Вот когда посыпятся счета!».
CNET News.com