Финский стартап Pure Waste Textiles делает деньги на вторсырье
В России же идея использования отходов в производстве пока не идет дальше сортировки мусора
Зеленые обрезки
Pure Waste Textiles выделилась из компании по выпуску модных аксессуаров Costo. При производстве кепок, галстуков и сумок Costo тоже использовала остатки разных материалов. Идея создать компанию по пошиву джинсовой ткани из обрезков джинсов родилась после того, как Сosto вступила в партнерство с заводом по переработке ткани в Китае. С 2013 г. Pure Waste Textiles выпустила уже 10 000 м джинсовой ткани и 13 000 футболок из вторичного сырья.
Мяятя не преминул покрасоваться перед публикой: «Посмотрите, я весь одет в одежду из обрезков, и она смотрится прекрасно. Хотя мы, конечно, не шьем одежды класса люкс. Мы собираем обрезки с конвейеров, потом сортируем их во дворе и разделяем по цветам на белые, серые и черные. Потом из этого сырья делаем новые ткани и вещи».
После Мяяти выступали еще несколько предпринимателей, чей бизнес вписывается в модную ныне на Западе концепцию 3R (recycle — переработка, reuse — повторное использование и reduce — сокращение потребления). Присутствующие инвесторы тоже бурно выражали одобрение. «Новые технологии позволяют рационализировать производство и выпускать большие объемы, привлекая меньше ресурсов. Компании, которые разрабатывают такие технологии, нам интересны», — заявил, например, Ласси Нопонен, председатель совета директоров финского бизнес-акселератора и посевного фонда Clean Tech Invest. Сейчас в инвестиционном портфеле Clean Tech Invest 13 компаний, работающих в сфере «чистых технологий». Всего фонд вложил в подобные стартапы уже 180 млн евро.
Бизнес на коленке
«Были мы в прошлом году на конференции Slush. У них экологический бизнес действительно поставлен на поток. А в нашем бизнесе главное не прибыль, а душа», — говорит задумчиво Алексей Травин, резчик типографии «Идея принт» и по совместительству предприниматель, выпускающий блокноты и ручки из обрезков дизайнерской бумаги.
Его бизнес начался случайно: однажды он собрал обрезки бумаги и пружинки, сваленные в кучу после очередной смены в типографии, и сделал из них квадратный блокнот для записей. Поначалу раздавал блокноты бесплатно, потом стал продавать их за мизерные деньги — по 10 или 20 руб. за штуку. «Я сам не эколог. Мои блокноты назвали экопадами экологи, которые в 2010 г. разместили у нас заказ в типографии. В тот момент родилась концепция проекта: мы решили, что не хотим лить воду на мельницу общества потребления и будем делать продукцию из обрезков, которые никогда не кончаются», — вспоминает предприниматель.
Сейчас у него собственная мастерская «Живые впечатления» в г. Железнодорожном под Москвой, но он по-прежнему не подсчитывает объема продаж. «Кому-то продаем блокноты за 30 000 или 50 000 руб., а кому-то и бесплатно отдаем», — говорит он. У него нет постоянного штата сотрудников, сырье достается бесплатно, деньги уходят только на аренду помещения и выплаты домохозяйкам, которые в свободное время мастерят изделия из обрезков. «Если бы ко мне завтра пришел инвестор и сказал: “Даю тебе миллион рублей”, я бы даже не знал, что с этими деньгами делать. Просто их потратил бы. Когда дорастем, тогда пусть к нам приходят», — улыбается Травин.
Маленькие, да удаленькие
От идеи масштабировать экологический бизнес отказалась и Екатерина Воронина, основательница книжного издательства «Зеленая книга». Свое дело она открыла в 2012 г., вложив 100 000 руб. собственных денег. Воронина сразу решила, что издательство будет выпускать книги только по зеленой тематике. «Мы не переводим иностранную литературу, ищем наших экспертов по экологии и заказываем им книги, которые они специально для нас пишут», — рассказывает предпринимательница. Книги выходят маленьким тиражом — всего 3000 экземпляров. Они издаются на бумаге формата А5, который позволяет разместить как можно больше текста на одной странице и сэкономить бумагу. Обложка делается из вторсырья.
Поначалу Воронина размещала свой товар в крупных книжных сетях. Но в доме книги «Москва» и «Библио-глобусе» 50 книг продавались около года. «Мы затерялись среди сотен других изданий и после этого решили искать целевого клиента», — говорит молодая женщина. Теперь она продает книги в специализированных магазинах экотоваров и собирается потихоньку наращивать обороты. «Но я не хочу делать по-настоящему большое издательство. Тогда придется ставить все исключительно на коммерческую основу. Главная идея бизнеса потеряется», — замечает она.
В начале пути
В Европе многие компании в сфере «чистых технологий» давно работают на обычного потребителя. Ведь концепция зеленой экономики родилась в этих странах еще в 1980-х гг., рассуждает Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков РВК. «У нас инвесторы даже не интересуются маленькими зелеными компаниями, придумывающими продукты для потребительского рынка. Сам рынок пока к такой продукции большого внимания не проявляет, поэтому инвесторам и неинтересно», — говорит она и добавляет: это не значит, что в России нет инноваций, просто они все в промышленном секторе, где орудуют более крупные компании. Самое актуальное для России сейчас — ликвидация переполненных свалок, сортировка мусора и внедрение технологий по повышению экологичности производства.
Эти идеи буквально носятся в воздухе. «Мы сейчас ставим себе цель: Москва без отходов к 2015 г. и Россия без отходов к 2017 г.», — говорит Роман Себекин, основатель и директор компании «Пластика».
Идея создать экопроизводство родилась случайно. Себекин начал строить себе дом. Чтобы удешевить строительство, купил станок для производства бетонных блоков, а потом понял, что традиционные блоки имеют множество недостатков, и стал изобретать собственный строительный материал. После долгих поисков выяснил, что самый крепкий и теплый дом получается из блоков, сделанных из отходов пенопласта. Достать его оказалось просто: магазины по продаже бытовой техники готовы были любым способом избавиться от пенопласта, чтобы не платить за его вывоз. Себекин быстро наладил производство, вложив всего $1000: $500 ушло на покупку станка и $500 — на сырье.
Свой нынешний оборот он не раскрывает, но говорит, что бизнес с тех пор значительно вырос. К производству строительных материалов теперь прибавилась еще установка контейнеров для сбора пластиковых отходов в городах. «Мы прямо на контейнерах вешаем рекламу, в которой сообщаем, что сделаем из этого пластика стройматериалы. Люди должны знать, что выброшенные ими отходы пойдут в переработку, а не на свалку», — говорит он.
Сначала мусор, потом — джинсы
Еще дальше пошли выпускники московской школы управления «Сколково» Владимир Ермолаев и Арсен Парсегов. В 2012 г. они вложили 10 млн руб. личных сбережений в инвестиционно-управленческую компанию «Спецстройсервис», которая не просто занимается переработкой мусора в стройматериалы на определенном заводе, но создает комплексные проекты по работе с потоками отходов. По словам Ермолаева, компания ищет заинтересованных инвесторов, в том числе государственных, связывает предприятия, заведующие свалками, с перерабатывающими мусор заводами, управляет процессом переработки и организует сбыт полученной продукции через собственную сбытовую компанию. Первый такой проект уже реализован во Владивостоке, следующий будет запущен в Калуге. Партнеры хотят построить там перерабатывающий завод с нуля, уточнил Ермолаев: на возведение такого завода обычно требуется около 370 млн руб., срок его окупаемости — пять лет. Он сможет принимать от 18 000 до 36 000 т отходов в год, а выпускать будет около 3 млн строительных блоков.
Когда россияне разберутся с мусором, тогда инвесторы, вероятно, заинтересуются другими зелеными проектами, считает Ермолаев. В России уже появились люди, готовые перешивать джинсы, перепродавать старые вещи и делать массу нужных вещей из утиля. Когда инвесторам станет экономически выгодно их поддерживать, движение 3R начнет бурно развиваться и у нас, заключает он.
Vedomosti.ru