Отходы.Ру
https://www.wasma.ru/ru-RU/exhibitors/book.aspx?utm_source=waste.ru&utm_medium=Media&utm_campaign=barter

Минприроды устроит всероссийский интернет-мониторинг мусора

Разместил editor в 14.12.2014 (903 прочтений) Рынки и политика
Рынки и политика
Предполагается, что с помощью новой базы можно будет проследить за утилизационными сборами, которые пойдут федеральному оператору по обращению с отходами

В конце прошлой недели поправки к закону «Об отходах производства и потребления» были согласованы правительством и внесены ко второму чтению в Госдуму. По данным «Известий», в последней версии законопроекта содержится предложение Минприроды о создании интернет-реестра произведенного мусора — Единой государственной информационной системы учета отходов товаров — для контроля за образующимся на территории страны мусором и его оплатой. База будет аккумулировать всю информацию о ввезенных и произведенных в России продуктах, подлежащих переработке и облагаемых вводимым экологическим сбором. Точный перечень товаров установят, как ожидается, отдельным постановлением правительства РФ в начале 2015 года; список будут обновлять раз в 3 года. В Росприроднадзоре предполагают, что в список войдет упаковка, продукция из резины, особо опасные продукты электротехники и др.

Как объяснили в Минприроды (вместе с Росприроднадзором будет курировать как разработку, так и работу сайта), на общедоступном сайте станут аккумулироваться данные о выпущенном и импортируемом количестве товаров, используемых мощностях по его утилизации, а также о распределении произведенных товаров по территории России. В законопроекте говорится, что информация о произведенной продукции, которая станет облагаться новым утилизационным сбором (в документах его называют «экологическим сбором»), будет ежедневно добавляться самими производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации. Сроки запуска этого сайта Минприроды напрямую увязывает с принятием законопроекта, который принят Думой в первом чтении еще в 2011 году.

— Система даст понятие, кто и в каком размере оплачивает экологический сбор, — говорят в пресс-службе Минприроды. — Принцип — «либо платишь, либо собираешь».

Чтобы уйти от уплаты налога, производители либо импортеры товара должны сами объединиться и профинансировать строительство нужной для переработки мусора инфраструктуры (то есть МПЗ или МСЗ), в противном случае они должны будут заплатить налог, отметила «Известиям» начальник управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова. По ее словам, в бюджет на 2015 год уже заложена сумма в 30 млрд рублей от поступлений за сбор.

Правда, эти средства не смогут быть напрямую направлены на контроль за системой учета отходов — с принятием закона они могли быть перечислены «Ростеху». За наделение этой госкорпорации статусом федерального оператора по обращению с отходами выступали в верхней палате парламента, Минприроды был против и предлагал лишь давать ему бюджетное финансирование и право на создание заводов и полигонов в регионах. Сообщалось, что в Кремле считают иначе и выступают против наделения «Ростеха» такими функциями.

Для министерства новый информационный ресурс станет инструментом контроля за уплатой экологического сбора ― это дополнительный налог к действующей с 1992 года плате за негативное воздействие на окружающую среду. Один из видов этого бюджетного платежа ― плата за размещение и вывоз мусора. Ее взимает Росприроднадзор в случае, если у компании юридически остается право на мусор после его выбрасывания, скажем, в контейнер и договором с арендодателем или оператором по обращению с отходами не закреплен переход права собственности. Сейчас плата, по словам начальника управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Натальи Соколовой, собирается с предпринимателей и собственников зданий по пяти классам опасности мусора. Тариф за 1 т составляет от 40 копеек до 1,8 тыс. рублей, 20% из платы идет в федеральный бюджет, 40% ― в региональный, 40% ― в местный.

По мнению сопредседателя Союза потребителей РФ Евгения Мясина, после широких обсуждений, которые вызвала публикация «Известий» о предложении Минстроя включить плату за переработку и размещение отходов в счет обязательных к уплате услуг ЖКХ, правительство решило переложить фискальную нагрузку с конечного потребителя на производителей и импортеров продукции — в виде «экологического сбора».

— Впрочем, всякого рода увеличения налогов на производителей в конечном счете сказываются на конечной стоимости продукции, ведя ее вверх, но, насколько это обоснованно, — это уже работа ФАС, — заявил эксперт «Известиям». Представители ФАС (также принимает участие в разработке реформы) предпочитают не комментировать поправки до их окончательного принятия во втором чтении.

Без единой системы учета производимых и ввозимых на территорию РФ продуктов проследить за уплатой экологического сбора (по проекту поправок, первые платежи начнут поступать в сентябре 2015 года) государству будет сложно, отмечает первый зампредседателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук.

— Пока отсутствие такого реестра ввезенных и произведенных продуктов заметно тормозит учет всех отходов в России, способствуя распространению бесхозных свалок, — говорит он.

Несмотря на востребованность системы, Никитчук считает, что возлагать все функции учета на Минприроды и Росприроднадзор всё же не стоит — ведомства не смогут проконтролировать работу единого реестра. По его мнению, мониторинг «жизненного цикла» товаров стоит оставить для специального федерального органа по обращению с мусором, Росвторресурсом, но его создание затягивается как минимум до следующего года.

Кроме того, через новый сайт нельзя будет убедиться в том, что мусор пошел именно на переработку, а не на сжигание в силу отсутствия четкого разграничения переработки и сжигания мусора; кроме того, Минприроды выступает за переработку, Росприроднадзор — за сжигание, считает руководитель проектов токсической программы Greenpeace Рашид Алимов.

— Из-за того что после оплаты сбор фактически становится частью федерального бюджета, проконтролировать его расход невозможно — пойдет ли он на сжигание или рециклинг, — отмечает Алимов. — Помимо этого закон требует доработки в части утилизации неперерабатываемых отходов, которые законом хотят обязать перерабатывать, — по факту их, скорее всего, пустят на сжигание.

Рейтинг: 0.00 (0 голосов) - Оцените эту новость -