За размещение отходов на объектах, не включенных в реестр, оштрафуют
Правила размещения отходов
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, и размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.
Он включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах их захоронения, соответствующих требованиям, установленным законодательством.
Таким образом, Росприроднадзор в комментируемом письме высказал четкую позицию о том, что при размещении отходов необходимо включение в реестр.
То есть если ваша организация заключает договор на утилизацию отходов производства и потребления, то в таком договоре необходимо сделать ссылку на государственный реестр, в противном случае размещение отходов на объектах, не включенных в реестр, является нарушением и влечет административную ответственность.
Штрафы за нарушения
Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления влечет наложение штрафа:
• на должностных лиц – в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
• на предпринимателей – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
• на юридических лиц – от 40 тыс. до 80 тыс. руб. Причем деятельность предпринимателей и юрлиц даже могут приостановить на срок до 90 суток.
Случаи привлечения компаний, размещающих отходы производства и потребления, на объектах, не включенных в реестр, наблюдались и ранее. В постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.13 № А54-5000/2012 суд признал правомерным привлечение к административной ответственности компании. Вина общества заключалась в том, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, оно не проводило мероприятий по защите принадлежащего на праве собственного земельного участка от захламления отходами производства и потребления.
Вместе с тем, до 1 августа 2014 года была возможность ухода от ответственности. Так, в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.12 № 06АП-1007/2012 суд указал, что статья 12 Закона № 89-ФЗ содержит требования к объектам размещения отходов, одним из которых является то, что такие объекты вносятся в государственный реестр. Однако суд отменил постановление о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в связи с малозначительностью нарушения.
Теперь такой уход от ответственности будет не возможен.
Масса размещения отходов не должна превышаться
В письме Росприроднадзора от 08.10.14 № АА-06-01-36/15648 обращается внимание на то, что при размещении отходов должны соблюдаться требования к массе загрязняющих веществ.
Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее – Порядок № 632), определено, что масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов.
Также ведомство разъясняет, что положения Порядка № 632 не предусматривают учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Напомним, что для утверждения таких нормативов применяется приказ Минприроды России от 25.02.10 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Для утверждения нормативов нужны следующие документы:
1) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
2) иные документы:
копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица – пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Несоблюдение нормативов также влечет ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Правомерность привлечения к ответственности подтверждается судебной практикой. В постановлении ФАС Московского округа от 13.02.14 № Ф05-18020/2013 суд отказал в удовлетворении требования, поскольку факт отсутствия утвержденного норматива образования и лимита размещения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности общества, отсутствие разработки и утверждения порядка производственного контроля в области обращения с отходами были подтверждены.
Аналогичный вывод сделан в определении Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.13 № 33-17881/2013.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, и размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.
Он включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах их захоронения, соответствующих требованиям, установленным законодательством.
Таким образом, Росприроднадзор в комментируемом письме высказал четкую позицию о том, что при размещении отходов необходимо включение в реестр.
То есть если ваша организация заключает договор на утилизацию отходов производства и потребления, то в таком договоре необходимо сделать ссылку на государственный реестр, в противном случае размещение отходов на объектах, не включенных в реестр, является нарушением и влечет административную ответственность.
Штрафы за нарушения
Согласно части 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение правил обращения с отходами производства и потребления влечет наложение штрафа:
• на должностных лиц – в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
• на предпринимателей – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
• на юридических лиц – от 40 тыс. до 80 тыс. руб. Причем деятельность предпринимателей и юрлиц даже могут приостановить на срок до 90 суток.
Случаи привлечения компаний, размещающих отходы производства и потребления, на объектах, не включенных в реестр, наблюдались и ранее. В постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.13 № А54-5000/2012 суд признал правомерным привлечение к административной ответственности компании. Вина общества заключалась в том, что в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ, оно не проводило мероприятий по защите принадлежащего на праве собственного земельного участка от захламления отходами производства и потребления.
Вместе с тем, до 1 августа 2014 года была возможность ухода от ответственности. Так, в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.05.12 № 06АП-1007/2012 суд указал, что статья 12 Закона № 89-ФЗ содержит требования к объектам размещения отходов, одним из которых является то, что такие объекты вносятся в государственный реестр. Однако суд отменил постановление о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в связи с малозначительностью нарушения.
Теперь такой уход от ответственности будет не возможен.
Масса размещения отходов не должна превышаться
В письме Росприроднадзора от 08.10.14 № АА-06-01-36/15648 обращается внимание на то, что при размещении отходов должны соблюдаться требования к массе загрязняющих веществ.
Пунктом 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее – Порядок № 632), определено, что масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения, в том числе, на размещение отходов.
Также ведомство разъясняет, что положения Порядка № 632 не предусматривают учета каких бы то ни было обстоятельств, кроме факта наличия или отсутствия действующего разрешения (в данном случае документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Напомним, что для утверждения таких нормативов применяется приказ Минприроды России от 25.02.10 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Для утверждения нормативов нужны следующие документы:
1) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений:
полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
2) иные документы:
копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности);
проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
копия лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица – пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Несоблюдение нормативов также влечет ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Правомерность привлечения к ответственности подтверждается судебной практикой. В постановлении ФАС Московского округа от 13.02.14 № Ф05-18020/2013 суд отказал в удовлетворении требования, поскольку факт отсутствия утвержденного норматива образования и лимита размещения отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности общества, отсутствие разработки и утверждения порядка производственного контроля в области обращения с отходами были подтверждены.
Аналогичный вывод сделан в определении Санкт-Петербургского городского суда от 21.11.13 № 33-17881/2013.
Рейтинг: 0.00 (0 голосов) -
Оцените эту новость -