Спустя полгода с момента своего принятия ФЗ № 458 продолжает бездействовать
Рынок управления отходами застыл в неведении – какими последствиями для бизнеса обернется изменение законодательства и как работать в измененных условиях. Инвесторы замораживают проекты, производители пишут письма Президенту РФ с просьбой отменить экологический сбор и готовятся поднять цены, а население страны находится в плену вопроса – вырастут ли платежи ЖКХ после включения в них платы за вывоз и утилизацию мусора.
26 мая 2015 в рамках конференции Минприроды РФ «Совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды», представители власти и бизнеса подвели промежуточные итоги по внедрению застывшего закона в жизнь.
ФЗ № 458, назначение которого вывести отрасль управления отходами на новый уровень, был принят еще в декабре 2014 года. Его безусловное значение подчеркнул в своем выступлении заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин: «Уверен, что предпринимаемые меры помогут уже с этого года начать наводить порядок в сфере обращения с отходами. Мы сталкиваемся с определенными трудностями в работе в связи с тем, что в нашей стране эти модели применяются впервые, но все вопросы решаемы, поэтому отступлений назад от принятых решений не будет».
Исключительную важность закона также отметил Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ: «Мы с вами находимся на пороге создания современной, технологичной отрасли управления отходами, что позволит уйти от гигантских свалок и очистить от мусора нашу страну».
Однако спустя полгода с момента своего принятия ФЗ № 458 продолжает бездействовать.
Первую ноту скептицизма в обсуждение разработки нормативно-правовой базы к ФЗ № 458 внес Андрей Якимчук, генеральный директор компании «Эко-система»: «Сегодня мы видим, что инвестиционные процессы в ряде регионов остановлены. У инвесторов нет понимания, какие изменения реально вступят в силу, когда это произойдет и какие будут последствия». В своем выступлении Андрей Якимчук подчеркнул, что сегодня необходимо четко расставить приоритеты в разработке подзаконных актов: «Подготовка документов идет крайне медленными темпами. Важно, чтобы отрасль продолжала двигаться вперед, и для этого в первую очередь нужно определить статус регионального оператора и требования к конкурсам по его назначению, утвердить требования к региональным схемам, определить статус и процедуру формирования Фонда экологического сбора и отодвинуть сроки введения лицензирования. Уже сейчас очевидно, что Федеральные власти не справляются с подготовкой нормативно-правовых документов в отведенные сроки».
Для регионов такое ожидание неприемлемо. В Московской области вопрос выстраивания комплексной системы управления отходами стоит наиболее остро. Регион вынужден захоранивать на своей территории отходы столицы, что вместе с отходами области составляет до 20% ТКО всей страны. Подмосковье не может ждать.
Власти МО впервые в российской нормативной практике объединили ключевых игроков рынка и открыто формируют систему регулирования отрасли совместно с ее участниками. Правительство Подмосковья, не дожидаясь пакета актов федеральных министерств, объявило о создании некоммерческой организации, совместно с которой Министерство экологии МО за 3-4 месяца подготовит всю нормативную базу, необходимую для реформы отрасли.
Инвесторы считают, что таким образом МО подтвердила претензии на лидирующую роль в создании цивилизованного рынка обращения с отходами и стала одним из приоритетных регионов для получения инвестиций. На территории МО к 2020 году планируется построить 7 межмуниципальных мусороперерабатывающих кластеров. После выхода предприятий на полную мощность, Подмосковье имеет все шансы выйти в абсолютные лидеры страны по получению вторсырья.