Укрощение мусора
Опытно-промышленный сортировочный центр «Промотходы» расположен близ Котляково-Коломенских очистных сооружений. В качестве нашего экскурсовода выступил главный инженер предприятия Александр Кочуров. Он рассказал, что ОПСЦ создан на основе технологии и оборудования итальянской фирмы «Макс Пресс». Производительность – 420 тыс. куб. м или 70 тыс. тонн в год.
Это просторный цех с большими окнами. Посередине стоят две громоздкие установки – двухэтажный, закрытый сверху сортировочный конвейер с бункерами и гидравлический пресс для брикетирования отходов и вторичного сырья производительностью 20 тонн в час. Работа идет безостановочно. Во дворе ждут своей очереди с десяток машин: одни на ввоз, другие на вывоз.
Пока перед сортировочной установкой еще не разобрана куча всевозможного хлама. Но ворота распахнуты, на подходе очередная машина. Выгружаемые из мусоровозов отходы подаются конвейером на сортировочную платформу, где из них вручную отбирают утильные фракции: макулатуру, полимеры, текстиль, стекло. И сбрасывают в бункера-накопители.
Работа здесь – не сахар. Все-таки зима на дворе, в открытом помещении холодно. Вот немолодая женщина отдирает полиэтиленовую пленку от картона. Спецовка теплая, на руках перчатки, конечно. Конвейер движется, только успевай поворачиваться. Не мерзнет, наверное, но пар изо рта. «Тяжело?» – спрашиваю ее. «Да привыкла, – говорит, не останавливаясь. – И потом через каждый час 15 минут – передышка, пьем чай, согреваемся в бытовке». И так восемь часов каждый рабочий день. Получает 9 тысяч рублей. Вроде довольна.
Бункер – это такая открытая секция. Каждый для определенной фракции: здесь макулатура, здесь полимеры и т. д. Ненужный мусор сбрасывается в отдельный бункер. Он меньше заполнен, чем остальные. Значит, добра в наших отходах все-таки больше. Грех выбрасывать. А эту так называемую неутилизируемую фракцию вывозят на свалку. Как выразился А. Кочуров, балласт вывозится на полигон. Все же остальное идет в дело. Вот вам и решение от головной боли подмосковных свалок. Да еще экономия всякого сырья.
После наполнения бункера вторичное сырье перемещается автопогрузчиком на конвейер пресса, где формируются кипы раздельно по всем видам продукции. Черные и цветные металлы разделяются автоматически электромагнитными сепараторами. Опыт эксплуатации центра показал, что доля утильных, то есть полезных фракций из отходов достигает 65%. Значит, дело нужное и, скорее всего, будет принято положительное решение о создании других подобных сортировочных центров в нашем городе. Но вот что привлекло внимание. В городе полно пластиковых бутылок, а здесь их нет. Неужто по сей день вывозят их на свалку? Ведь они не разлагаются, только захламляют природу. А кроме того, являются ценным вторичным сырьем для производителей волокон и пленочных изделий. В Англии перерабатывается до 70% бутылок, в Германии – 85%, в Швеции – до 95%. А у нас? А. Кочуров махнул рукой, и мы поехали на Котляково-Коломенские очистные сооружения, расположенные неподалеку.
Как оказалось, именно там отведено производственное здание для переработки пластиковых бутылок. А. Кочуров объясняет, что у специалистов они называются ПЭТФ-тара, то есть тара на основе полиэтилентерефталата, которая характеризуется высокой прочностью при прессовании и нуждается при переработке в специальном оборудовании.
Отсутствие в московском регионе системы сбора и переработки использованной ПЭТФ-тары, продолжает главный инженер, приводит к тому, что, особенно в летний сезон, происходят массовые загрязнения зон отдыха, парков, скверов и придомовых территорий. Только сейчас этот воз сдвинулся с места. По распоряжению правительства Москвы, МГУП «Промотходы» создает городскую систему сбора и переработки такой тары, в которую будет входить и экспериментальное производство здесь на площадях ГОС «Котляково-Коломенское» мощностью 3 тыс. тонн в год готовой продукции.
Что представляет собой это производство? Это первичная переработка ПЭТФ-тары: сортировка бутылок по цвету, отмывка, сушка, измельчение в хлопья, которые и являются готовой продукцией – сырьем для изготовления волокон и пленочных изделий на других предприятиях. Уже приобретено оборудование итальянской фирмы «Сорема», заканчивается разработка проектной документации. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2005 год. Так что есть надежда, что в Москве и окрестностях пустых пластиковых бутылок поубавится.
Общее впечатление от экскурсии – в городе внедряются новые, довольно эффективные технологии переработки бытовых отходов. Об этом сказала и Вера Степаненко, которая провела тут же на предприятии выездное заседание возглавляемой ею комиссии по экологической политике Гордумы.
"Квартирный ряд" №51 (518) от 23 декабря 2004 г.