Рециклинг строительных отходов в Санкт-Петербурге и Ленобласти за последние два года вырос с 500 тыс. до 1,5 млн куб. м в год
Модернизация
Основными потребителями услуги переработки отходов в 2014-2016 гг. выступили крупные промышленные предприятия, запустившие модернизацию со сносом старых производственных сооружений и возведением новых. "Несмотря на спад в экономике, за последние два года на территории РФ модернизацию провели несколько сотен предприятий легкой и химической промышленности. Причина — рост конкурентоспособности на внешних рынках, благодаря ослаблению национальной валюты, и процесс импортозамещения. Производственники просто воспользовались ситуацией и постарались нарастить свои объемы. Спрос на демонтаж с рециклингом стал стабилен, мы, как и наши коллеги, постоянно участвуем в подобных проектах", — объясняет заместитель генерального директора "Арасар" Николай Афонин. Также, по его словам, заказчики стали гораздо лучше разбираться в нюансах переработки отходов.
Реновация территорий
Девелоперы проявляют интерес к вторичным материалам по причине стремительного сокращения пятен под застройку в черте города. Масштабные проекты жилой застройки все чаще реализуются на ранее застроенных территориях, требующих предварительной зачистки. Ограничения по нагрузке на ось грузовых автомобилей также стимулируют застройщиков в центре города использовать то, что "под ногами", а не завозить материал для временных сооружений из области.
В обоих случаях вторичные материалы используются в строительстве: для отсыпки строительных площадок, подъездных дорог, стабилизации грунтов и так далее.
Экологическое сопровождение
Наконец, общая для всех заказчиков рециклинга статья расходов — экология. Вывоз отходов с утилизацией всегда обходился составлял значительную часть демонтажных работ. И совсем недавно цены ещё выросли. С 1 июля 2016 года в составе услуги увеличилась стоимость транспортировки отходов, примерно, на 30%. Причина — постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности". Среди новых требований — лицензия на перевозку отходов, получение которой требует дополнительных финансовых затрат: на сбор документов и на получение самого разрешения.
Что дальше
Ежегодно в результате демонтажа зданий и сооружений в России образуется от 15 до 20 млн кубометров отходов. Из них 9-13 млн кубометров приходится на долю бетонного и кирпичного боя — основного источника вторичных материалов.
Несмотря на такой потенциал, бурный рост рециклингу специалисты "Арасар" не прогнозируют: по их оценке в дальнейшем лишь порядка 50-60% зданий будут сноситься с последующей переработкой. Основная причина в том, что могут быть использованы только переработанные материалы пятого класса опасности — полностью нейтральные. В отдельных случаях, например, на крупных промплощадках, используются материалы четвертого класса. Соответствующее заключение выдается по результатам лабораторного обследования каждой партии отходов.
"Перспективные объёмы поддаются лишь приблизительной оценке, поскольку существенная часть отходов в России утилизируется далеко не сразу. Или же, с целью экономии, передается сомнительным компаниям, готовым за невысокую плату организовать незаконное размещение отходов", — отмечает Николай Афонин. "Арасар" — российская компания, предоставляющая комплексные услуги по промышленному демонтажу с применением алмазных технологий и рециклингу строительных отходов. Работает на рынке демонтажных работ 18 лет. География деятельности: Россия, СНГ и Евросоюз. Более 300 реализованных проектов, среди которых объекты атомной и гидроэнергетики, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, транспортной инфраструктуры, метрополитена, жилой застройки, исторические и культурные объекты. Центральный офис в Санкт-Петербурге, в Москве расположен филиал.