Озоновые дыры или озоновая афера?
Ровно двадцать лет назад, 16 сентября 1987 года, был подписан Монреальский протокол - документ, в котором страны мира договорились отказаться от промышленного использования веществ, разрушающих озоновый слой. Россия, как и многие другие страны, выполнила все обязательства по этому протоколу. Но стоило ли это делать?
В восьмидесятые годы прошлого века людей не на шутку всполошило заявление ученых: «Истощается озоновый слой. Жизни на Земле угрожает солнечная радиация». Первыми на это явление обратили внимание британские специалисты в 1985 году: работая на Южном полюсе, они обнаружили, что в период антарктической весны уровень озона в атмосфере значительно снижается. Эффект получил название «озоновой дыры», хотя речь идет не о какой-то бреши в обычном понимании, а об утончении озонового слоя. Находясь в пределах стратосферы, примерно на высоте 20- 30 километров, он выполняет роль своеобразного «зонтика», предохраняющего Землю от прямого влияния ультрафиолетовых лучей, испускаемых Солнцем.
Любая трансформация защитной озоновой оболочки Земли не может не тревожить, тем более что «озоновые дыры», хотя и в меньшей степени, были обнаружены и над Северным полюсом. Ученые сконцентрировались на изучении явления. «Озоновые дыры» стали первой глобальной экологической проблемой, оказавшейся в центре внимания мирового сообщества.
Первый ответ на вопрос «В чем причины?» прозвучал довольно быстро. Виновником опасного процесса назывался антропогенный фактор, а именно - воздействие на атмосферу вредных химических веществ - хлорфторуглеродов, бромсодержащих фреонов. В то время они широко применялись при изготовлении холодильников, кондиционеров, различных вспенивателей при производстве пластмасс, пенопластов и др. От этих технологий надо было отказываться.
22 марта 1985 года появилась Венская конвенция об охране озонового слоя. Это был рамочный документ, содержащий констатации, предупреждения и призывы, однако этого было недостаточно для кардинального решения проблемы. Более жесткий, обязывающий к конкретным действиям документ был подписан 16 сентября 1987 года - Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В нем незыблемо сохранялась идея Венской конвенции: озоновый слой нужно беречь как зеницу ока, дабы избежать неблагоприятных последствий для здоровья людей и окружающей среды. Стороны, подписавшие Протокол, среди которых был и Советский Союз, обязались прекратить производство, применение, перевозки и прочие операции с озоноразрушающими веществами.
Выполнены ли эти обещания сегодня? «Проблема снята полностью, озоноразрушающим веществам найдены озонобезопасные заменители, производство которых налажено во всем мире, - рассказал «РИА Новости» член-корреспондент Российской Академии наук Виктор Данилов-Данильян, бывший министр экологии. - И не только передовые страны, но и развивающиеся государства прекратили какие бы то ни было операции с веществами, негативно воздействующими на озоновый слой».
Каковы последствия этой меры, прекратилось ли разрушение озонового слоя? «Процесс пошел вспять, однозначно, - считает Виктор Данилов-Данильян. - Озоновый слой хотя и остается истощенным, по сравнению с тем, как он выглядел 30 лет назад, но все же он начинает восстанавливаться. Таких «озоновых дыр», какие наблюдались в конце 90-х годов, уже нет».
Но не все ученые придерживаются подобной точки зрения. Существует, например, мнение, что страх перед «озоновыми дырами» посеян в процессе борьбы за новые технологии. Другие утверждают, что «озоновые дыры» - ничто иное, как естественная «хроническая болезнь» Земли, явление природы, при котором колебание определенного фактора в атмосфере то увеличивается, то уменьшается.
«Для такого утверждения нужны сравнительные данные о том, каким был озоновый слой в прошлые эпохи, - возражает Виктор Данилов-Данильян. - Пока не удается найти палеогеологических, палеонтологических, палеоботанических и других следов и признаков, по которым можно было бы судить, каким был озоновый слой раньше: колебалась его толщина или нет. Ничего, кроме догадок на этот счет не существует».
Самую радикальную точку зрения в беседе с «РИА Новости» высказал Григорий Крученицкий, заведующий лабораторией по озоновому мониторингу Центральной аэрологической обсерватории: «Ученые, специализирующиеся на проблеме, имеют убедительные естественные объяснения причинности «озоновых дыр». Аномалии озонового слоя над обитаемыми территориями Земли имеют редкий, кратковременный характер и являются естественными флуктуациями. Изменчивость состояния озонового слоя в основном связана с изменениями в экваториальном ветре. Поэтому в ряде районов Земли, особенно там, где собираются полярные стратосферные облака, такое нестойкое соединение, как озон, разрушается из-за прямого стока на эти облака». По словам ученого, долговременная изменчивость озона никуда не делась, и в будущем нас снова могут ожидать периоды появления «озоновых дыр».
Россия, имеющая в конце прошлого века над головой «озоновые дыры» от Крыма до Чукотки, выполнила свои обязательства по Монреальскому протоколу с большим опозданием - в 2001 году. Комментируя этот факт, Григорий Крученицкий подчеркнул: «Россия стала жертвой Монреальского протокола, поскольку деньги, которые были выделены на модификацию химического производства, фактически пошли на уничтожение химического сектора оборонной промышленности государства». Он назвал Монреальский протокол «документом, не имеющим под собой научного основания, грандиозной аферой, очерченной финансовыми целями».
обозреватель РИА Новости.