Немецкий производитель газированных напитков под брендом Kelle-cola планирует до конца 2019 года установить 100 автоматов для сбора использованной тары в Москве и Петербурге
Всего до 2019 года российское подразделение немецкого производителя ООО "Келле Русланд", созданное в июле 2017 года, планирует установить 100 фандоматов в Москве и Петербурге. Они будут расположены в магазинах и ТЦ. Оборудование производится в Дании, стоимость одного аппарата — 9 тыс. евро. Аппараты будут приобретены в лизинг. Вместимость стандартного автомата 1 тыс. бутылок, рассказали "ДП" в "Келле Русланд".
Сформировать экоповедение
Поместив пустую бутылку в автомат, покупатель сможет получить от 30% до 50% от стоимости напитка, итоговая сумма возврата будет определена после установки автоматов. В сетях бутылка Kelle-cola стоит от 99 до 130 рублей. Тара пойдет на утилизацию, компания будет реализовывать сырье на бирже цветных металлов. "Это выгодно для потребителя, для производителя и для торговой точки, которая сможет таким образом стимулировать продажи. Благодаря вторичной переработке производитель может сэкономить до 50% на закупке сырья. Очень важно мотивировать покупателя не выбросить бутылку на улице, а сдать ее на переработку. Так мы убиваем двух зайцев: освобождаем улицы от мусора и сокращаем затраты на производство посредством использования вторсырья", — уверены в пресс-службе компании.
В "Келле Русланд" отмечают, что их продукция относится к премиальному сегменту, основными конкурентами являются Coca-Cola, Pepsi-Cola, S.Pellegrino, Fentimans. Поставщик работает с 45 торговыми сетями по всей стране, 18 из которых относятся к премиум-сегменту.
E.L.L. Deutschland GmbH в настоящее время реализует в России 17% от всего объема производства и к концу года планирует увеличить эту цифру до 30%, а в перспективе — до 50%. Немецкий производитель считает российский рынок безалкогольных напитков одним из самых перспективных в Восточной Европе. Он входит в топ-12 мирового рейтинга, несмотря на то что отрасль еще далека от насыщения. К примеру, в Западной Европе на одного человека приходится около 200 л потребляемых напитков в год, а в России чуть более 100 л (с учетом бутилированной воды и сокосодержащих напитков). По итогам 2017 года объем рынка безалкогольных напитков составил около 130 млрд литров, это около 260 млрд рублей. В 2017 году газированные напитки типа колы выросли на 5%.
Также компания планирует наладить партнерские отношения с другими производителями продуктов питания или напитков, для того чтобы вместе финансировать кэшбек для покупателей, стимулируя продажи. "В данный момент в России такая технология не развита, в Европе она успешно используется. Например, вы подходите к прилавку и хотите купить пакет молока, при этом вы видите, например, продукт со стикером "вернем 10 рублей за покупку". Потребитель оплачивает на кассе полную стоимость, дальше подходит к нашему автомату, сканирует стикер, и ему зачисляется 10 рублей. Получить деньги можно различными способами: положить на телефон, себе на карту, перевести кому-то и так далее. Закладывать бюджеты на возврат средств каждый производитель будет самостоятельно из собственных ресурсов. Мы за бутылки Kelle-cola, другие за стикеры своего продукта", — говорят в компании.
Однако эксперты уверены, что заявленная стоимость за тару, которую проанонсировала компания, слишком высокая. Для сравнения, на сером рынке стоимость 1 кг алюминия в пунктах приема вторсырья в среднем 55 рублей. "Единственное, что можно сделать при таких ценах, — добиться хорошего уровня сбора. Но вряд ли это будет экономически эффективно — скорее можно говорить о PR-проекте. Очевидно, что затраты на содержание системы сбора будут существенно выше, чем стоимость собранной упаковки", — говорит председатель технического комитета "Упаковка" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии РФ (Росстандарта) Петр Бобровский.
Кроме того, у производителя может возникнуть проблема с качеством принимаемых банок, так как при наличии определенного процента засора алюминиевые банки не принимаются в пунктах сбора (либо позже их не берет переработчик). Если банка сдается с 10% примесей (грязь, земля и так далее), то при переработке не получается востребованный рынком продукт.
Налог на доход, которого нет
До полноценной работы фандоматов в России у немецкого производителя дело не дойдет, уверены эксперты и участники рынка. И не только потому, что покупают дорогие газированные напитки одни россияне, а сдают пустую тару совсем другие. Дело в том, что в России невозможно организовать сбор отходов у населения из-за проблем в законодательстве. Самая главная из них — это НДФЛ, за отмену которого сражается целая отрасль сбора и переработки отходов. Например, СРО "Лига переработчиков макулатуры" уже 2 года ждет рассмотрения в Госдуме в комитете по бюджету и налогам законопроекта по отмене НДФЛ по сделкам с макулатурой. В Лиге поясняют на простом примере: гражданин купил газету за 50 рублей, а реализовал за 50 копеек как макулатуру. Вывод: доход отсутствует. Однако государство пока не спешит устранить недочет в законодательстве.
В большинстве развитых стран действует концепция залоговой стоимости упаковки. Это значит, что в потребительских чеках указывается не только стоимость приобретаемой продукции, но и стоимость упаковки, например, при покупке упаковки яиц за 5 евро в чеке указывается стоимость яиц — 4,9 евро и картонной упаковки — 0,10 евро. Или при покупке напитка указывается стоимость самого напитка и тары, в которой он был продан. Таким образом, физлица, сдающие макулатуру или тару, точно знают, сколько она стоит. То есть в развитых странах основным мотиватором для вовлечения населения в процесс сортировки и сбора отходов является финансовая компенсация. В российском законодательстве не предусмотрены такие меры финансовой стимуляции, отмечают эксперты.
Представители Лиги переработчиков макулатуры неоднократно подчеркивали, что в России 22 млн человек находятся за чертой бедности, и при этом на полигоны ежегодно вывозится макулатуры на 60 млрд рублей, так как из-за НДФЛ нет возможности организовать ее сбор. При этом отмена НДФЛ только от реализации макулатуры позволит создать более чем 80 тыс. новых рабочих мест и увеличить поступления (в том числе за счет НДС с произведенной из макулатуры продукции) в бюджет РФ на 2,5 млрд рублей в первый год после отмены НДФЛ.
Правовой нигилизм
Петербургская компания по производству фандоматов "Зеленая собака" столкнулась с проблемой НДФЛ на стадии установки оборудования. "Мы разработали, создали и запатентовали первый российский вариант фандоматов, но опередили реальность. В России действительно существуют законодательные препятствия. В первую очередь существующий НДФЛ, который ставит под угрозу существование сбора тары от физлиц и делает этот бизнес незаконным. Так как любой человек, сдающий тару, и получающий за это какое-либо вознаграждение, должен с него заплатить 13% НДФЛ. Это, конечно, законодательное противоречие, так как физлицо никакой доход не получает. Но налоговая может в любой момент предъявить претензии компании-владельцу автоматов за неуплату НДФЛ. Это основной камень преткновения", — говорит генеральный директор "Зеленой собаки" Андрей Иванов. В итоге все аппараты компании, которые были установлены в местах проведения Кубка конфедераций в 2017 году, работали без денег. То есть люди просто сдавали тару без вознаграждения. В настоящее время компания, не надеясь на отмену НДФЛ, продумывает юридические варианты обхода закона.
По словам члена наблюдательного совета СРО "Лига переработчиков макулатуры" Дениса Кондратьева, в России невозможно построить бизнес на сборе любой тары от населения в отличие от той же Европы, где сделки обезличены. "В России физлицо не может получить деньги из фандомата. Это противозаконно. Банк сразу же заблокирует работу компании, так как сделки без идентификации физлица невозможны. Такие операции попадают под статью "содействие террористической деятельности", которой банки руководствуются. Даже если в фандомате будет предусмотрена функция сканирования документа покупателя, то он попадет под другой закон — о персональных данных. В этом случае надо дать согласие на передачу данных третьим лицам. Вот такой маразм в нашей стране", — говорит Денис Кондратьев.
"В Европе по-другому отстроена система возвратной тары — на принципе залоговой стоимости упаковки. То есть при продаже любого напитка выдается фискальный чек, в котором указаны цены на продукт и упаковку, в которой он продан. Соответственно, потребитель сдает банку и получает за нее деньги, но там регулятор не считает это доходом. А у нас даже если человек готов заплатить НДФЛ, то не сможет заполнить декларацию из-за отсутствия фискальных документов, подтверждающих покупку этой тары: в чеке указано только наименование и объем. А в чем напиток был продан, не понятно. Из-за чего формируется понимание регулятором, что сданная тара — это доход, так как нет факта подтверждения ее покупки. Получается законодательный казус", — поддерживает коллег президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.
Эксперты отмечают, что в действующем ФЗ 89 "О регулировании отходов" уже ничего не поменять в ближайшие годы, так как корректировка о залоговой стоимости тары законодателями была отклонена. Самый простой путь для решения проблемы в настоящее время — это изменение 217-й статьи Налогового кодекса РФ, где перечисляются виды доходов, освобожденные от уплаты НДФЛ.
Между тем серый рынок по сдаче вторсырья от населения давно и успешно работает. Поисковые сайты выдают сотни компаний, которые принимают от населения все виды отходов, среди которых макулатура, алюминиевые банки, автомобильные аккумуляторы, металлолом. При этом в пунктах приема вторсырья, выдавая деньги на руки, не просят показать документы, удостоверяющие личность. Уровень сбора по банкам достаточно высокий, в пункты сдают не менее 30-40% использованных банок. По грубым подсчетам участников рынка, в России на серый рынок алюминиевой оборотной тары приходится несколько миллиардов рублей.