В Торгово-промышленной палате обсудили развитие отрасли переработки отходов
В России с целью устранения сложившейся системы складирования и захоронения отходов и формирования индустрии их переработки с 1 января 2017 г. вводится запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Перечень таких компонентов должен быть установлен Правительством РФ. К этому времени в субъектах Российской федерации уже должны быть утверждены территориальные схемы в области обращения с отходами, выбраны региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и начато выстраивание новой экономической системы, в которой отходы становятся ценным источником сырья и топлива для производства.
На заседании обсуждались степень готовности отрасли к новому регулированию, вопросы современного состояния индустрии по переработке отходов и возможные направления развития, способы переработки вторсырья и организация производства из вторичных материалов, наилучшие доступные технологии в сфере переработки и утилизации отходов, источники финансирования реформы системы обращения с отходами и многое другое.
Со вступительным словом на заседании выступил вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, который подчеркнул, что произошедшие за последние два года существенные изменения законодательства РФ в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые регулярно обсуждалось на площадке ТПП РФ, вызвали многочисленные обсуждения и горячую дискуссию в профессиональной среде. Очевидно, что скорейшее решение вопросов утилизации и переработки отходов является сегодня одной из важнейших задач.
В Торгово-промышленной палате обсудили развитие отрасли переработки отходов
Дмитрий Курочкин отметил, что в России, по данным Росприроднадзора, накоплено более 90 млрд тонн отходов, из которых вторично перерабатывается лишь несколько процентов. Ежегодно в стране образуется 5 млрд тонн отходов, доля твердых коммунальных отходов составляет около 50 млн тонн в год, из которых утилизируется 7-9 %, остальное хоронится на полигонах.
На сегодняшний день уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот остаётся крайне низким по сравнению с зарубежными странами, поскольку в существующей ситуации собственнику отходов выгоднее их хоронить, а не перерабатывать. Есть отдельные акции и кампании производителей и торговых сетей по сбору и утилизации одежды, батареек, электроники.
Однако на сегодняшний день очевидна необходимость создания производственно-технических комплексов по переработке отходов, которые в свою очередь требуют значительных инвестиций. Поэтому необходимы не только комплексные меры господдержки конкретных проектов, но и меры стимулирования вовлечения в оборот продукции из вторичных материальных ресурсов. И одним из главных инструментов должны стать государственные и муниципальные закупки.
В качестве примера Дмитрий Курочкин привел опыт Европейского союза, где на уровне актов утверждены критерии для проведения государственных закупок по категориям товаров. В них содержатся требования о неиспользовании в продукции конкретных вредных химических веществ и соединений, об использовании вторичных материальных ресурсов (например, в упаковке товаров) и т.д.
Он также упомянул о введенном в России возвратном механизме для уплаченных предпринимателями средств экологического сбора, которые могли бы стать целевыми инвестициями на переоснащение производства и строительство новых мощностей. Однако эффективной работы у этого механизма нет. В качестве еще одного инструмента, способного оказать содействие решению проблем по переработке отходов, Дмитрий Курочкин назвал идею возрождения экологических фондов, которые могли бы аккумулировать экологические платежи с дальнейшим их целевым расходованием.