Тарифы на вывоз мусора будут оспорены
В ряде регионов «мусорный» ценник решили поднять на тысячу и более процентов
- Полностью на новую систему обращения с отходами на конец октября перешли в 12 субъектах Российской Федерации. За них мы точно можем быть спокойны. Ещё в 21 субъекте выбраны региональные операторы, и они приступили к выполнению своих обязанностей. А вот в девяти субъектах только объявлены конкурсные процедуры по выбору региональных операторов, хотя завершить это надо было до конца июня нынешнего года.
В остальных регионах тарифы на вывоз мусора сформированы, и сейчас их рассматривают в единых тарифных органах. Всё это взаимосвязанные процедуры. Если региональный оператор не выбран, то просто некому будет вывозить мусор, а если нет тарифов, то оператор скажет: «Я не понимаю, сколько я будут получать за свою работу».
- Удастся ли урегулировать все эти вопросы к началу следующего года?
- Возможности для этого есть. Насколько они будут реализованы, мы оценим в январе. Гораздо серьёзнее проблема так называемых прогнозных платежей за вывоз мусора. В некоторых регионах продемонстрировали недюжинные аппетиты. В Нижнем Новгороде, например, семья из трёх человек ежемесячно платит за вывоз мусора в среднем 24 рубля, а ей с нового года предложат выкладывать более 400 рублей. То есть платёж вырастет на 1500 процентов. В Ингушетии рост ежемесячных затрат прогнозируется на 1700 процентов, В Курганской области — на 714 процентов, в Коми — на 424 процента. В отдельных зонах деятельности в Красноярском крае — на 5000 процентов, то есть в 50 с лишним раз по сравнению с нынешними платежами.
Сейчас все эти материалы переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), во многих субъектах тарифы будут оспорены и такого роста не случится. В шести регионах по нашему запросу ФАС уже вынесла обязательное для исполнения предписание пересмотреть тариф. И проверка продолжается. А где-то, как нам говорят региональные власти, они сами будут субсидировать этот тариф, то есть планируется покрывать часть расходов граждан средствами регионального бюджета.
- Чем продиктован столь радикальный взлёт тарифов?
- Я процитирую ответ главы ФАС Игоря Артемьева, который мне написал, что «в эти тарифы были включены расходы не только экономически нецелесообразные, но и не предусмотренные законодательством Российской Федерации». То есть операторы включили в тарифы все свои «хотелки». К тому же они серьёзно завысили нормативы накопления отходов. Грубо говоря, это то количество мусора (в кубометрах), которое в год «производит» каждый из нас по России, если взять максимум, нормативы отличаются в 500 раз! И это согласовали региональные власти.
- Проще говоря, кто-то считает, что в одном регионе человек накапливает за один и тот же период один килограмм мусора, а в другом — 500 килограммов?
- Именно. Можете себе представить, жители Минусинска, по мнению региональных чиновников, накапливают отходов в 18 раз больше, чем жители Норильска! Что бы было, если бы не заметили подобных несуразиц? Когда мы начинали мониторинг, этих данных не было ни у ФАС, ни у Минприроды, ни у Минстроя. Комитету пришлось создать программно-аппаратный комплекс.
- Насколько же увеличатся тарифы на вывоз мусора, когда их доведут до приемлемых значений?
- Это зависит от региона. Во многих субъектах вообще оставили тарифы практически без увеличения и спокойно работают. При этом там заложена и прибыль региональных операторов.
- Несколько регионов попросили отсрочить начало мусорной реформы. Депутаты от Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя внесли в Госдуму законопроект, согласно которому новая система по обращению с отходами в этих городах заработает с 2022 года. Как вы относитесь к этому?
- Сразу скажу, что реформу приостанавливать никто и ни для кого не собирается. Её элементы — внедрение раздельного сбора, согласование территориальных схем размещения отходов с гражданами, распределение средств экологического сбора — будут вводится в действие для всех субъектов Российской Федерации. Законопроект предполагает лишь несколько исключений — трёхлетние переходные положения для городов федерального значения.
Это связано с тем, что границы Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя совпадают с границами соответствующего региона, внутри которого невозможно расположить полигоны, мусоросжигательные заводы и мусоросортировочные станции. То есть городам федерального значения предстоит выстроить соответствующую инфраструктуру не на своей территории, а в других регионах по договорённости с ними. На это, по мнению депутатов, понадобится до трёх лет. Документ наших коллег мы внимательно изучаем.