Беспорядочный сбор
Порядок сбора экологических платежей за время их существования чиновники и судьи меняли не раз, но, несмотря на постоянные переделки, пока так и не урегулировали ситуацию с их уплатой. Минприроды совместно с Минфином и Минэкономразвития до сих пор продолжает разрабатывать законопроект «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», который отправили на доработку еще в прошлом году. Также не сделаны другие необходимые поправки, касающиеся администрирования экологических платежей. Поэтому вопрос о том, кто и как должен платить за загрязнение окружающей среды, остается неразрешенным.
«Наша фирма не производит экологические платежи, поскольку непонятно, как и кто их должен рассчитывать, — рассказала „Ф.“ Ольга Ковалева, генеральный директор компании „Севтрансстрой“ из Санкт-Петербурга. — Налоговики требовали согласования платежей в Минприроды, где нужно было отстоять огромную очередь, а для расчета представить множество справок и договоров. Кроме того, необходимо было самим рассчитать загрязнение, хотя мы не производим никаких выбросов и ничего не загрязняем. База платежа рассчитывается по огромной формуле, и абсолютно не ясно, как ее считать. В налоговой нас предупредили, что пока наши неплатежи их не касаются, но если Минприроды решит, что компания загрязняет среду, то проблем не избежать». Елена Прокофьева, главный бухгалтер торговой компании «Евротрейд», заявила «Ф.» следующее: «В налоговой инспекции сказали об обязательном согласовании расчетов по экологическим платежам в Минприроды. Я дважды приезжала туда, однако подобную очередь отстоять может только человек, которому больше нечего делать, поэтому наша компания так и не зарегистрировалась. Абсолютно непонятно, кто и за что должен платить, и поэтому мы не платим, тем более что пока никаких проблем не возникало, а налоговые инспекторы о справке не вспоминали».
Сбор с мусорной корзины. Проблемы с экологическими платежами возникли не повсеместно. Они связаны с тем, какие инструкции дали региональные управления МНС. Все по-разному определили, кому необходимо согласовывать плату за загрязнения и за что платить. Московское УМНС сообщило, что регистрироваться должны только природопользователи, а УМНС России по Санкт-Петербургу опубликовало письмо, в котором говорится, что расчеты платежей за загрязнение окружающей среды необходимо предоставлять всем налогоплательщикам. В подмосковной межрайонной налоговой инспекции № 1 в прошлом году бухгалтеров обязывали вместе с отчетностью за полугодие и 9 месяцев предоставлять расчет об отчислениях экологических платежей. После жалоб в Управление МНС России по Московской области такую практику отменили, признав ее незаконной.
Помимо обязательного согласования расчетов по загрязнению окружающей среды у некоторых возникают и более серьезные проблемы — налоговики требуют уплаты сбора за вывоз мусора. Это стало возможным благодаря расплывчатой формулировке источника загрязнения — «размещение отходов потребления» в законе «Об охране окружающей среды». Ни в Методических указаниях по взиманию платы, ни в самом законе не указано, что понимается под размещением отходов. Проблемы возникли в Санкт-Петербурге, Нижегородской и Волгоградской областях. В результате компании штрафовали на 20% от суммы сбора, которую начислял сам инспектор.
Как заявил «Ф.» Олег Кузнецов, руководитель юридического отдела фирмы «Пачоли. Аудиторская компания», не связанная с производством организация обычно заключает договор о вывозе мусора, что по закону «Об отходах производства и потребления» не считается размещением, поэтому и платить за загрязнение должна специально привлеченная для вывоза мусора фирма. Другого мнения придерживается Александр Леонов, начальник отдела консалтинга и экономического анализа компании «Аудит Санкт-Петербург», который сообщил «Ф.», что любая фирма по закону «Об охране окружающей среды» является загрязнителем даже если ее сотрудники только выбрасывают бумажки в корзину, что можно считать размещением отходов. Другое дело, что вызывают сомнение местные нормативные акты, которые устанавливают порядок расчета и сроки платежей.
А воз и ныне там. Суды, возбужденные по искам пострадавших компаний, не принимают в расчет положения Налогового кодекса, поскольку экологические платежи относятся к неналоговым. А без судебного вердикта налоговики не могут списать со счета штрафы за их неуплату. Поэтому, пока систему уплаты не отрегулируют, у компаний есть возможность не платить экологические платежи. Кроме того, МНС России рекомендовало налоговым инспекциям не штрафовать и не начислять пени за просрочку экологических платежей, пока чиновники не примут документы, позволяющие решить проблемы сбора экологических платежей. Правда, если местные инспекции по инструкции должны требовать платежи со всех, они будут и дальше заставлять платить экологические сборы, пока не получат других указаний от регионального руководства. А на федеральном уровне чиновники медлят, чтобы установить нормальный порядок сбора платежей за загрязнение.
ФИНАНС