Чем нам грозит введение пошлины на вывоз макулатуры
О том, что государство намерено ввести такую пошлину, стало известно в июле текущего года благодаря порталу проектов нормативных актов. По инициативе Минэкономразвития РФ предлагается дополнить ставки на вывозные таможенные пошлины пятью новыми позициями, которые касаются всех видов макулатуры: небеленой и беленой бумаги и картона, гофрированных бумаги и картона, газет, брошюр, печатной рекламной продукции и т. д. Пошлину предлагается ввести на уровне 43% от таможенной стоимости, но не менее 57 евро, и сроком на 1,5 года. В пояснительной записке к документу говорится о том, что в Европе тонна макулатуры стоит 130 евро и с «2014 г. ввиду волатильности курсов валют произошла переориентация поставок макулатуры с внутреннего рынка на экспорт».
При этом в России за последние 10 лет в переработку макулатуры было инвестировано свыше 300 млрд рублей, сейчас эти мощности превышают 4 млн тонн в год, а к концу 2018 года будет введено еще на 700 тыс. Но уровень сбора макулатуры оказался существенно ниже и к настоящему времени достиг всего 3,25 млн тонн. В итоге рост экспорта не только «оголяет» мощности, но и ведет к повышению цен на внутреннем рынке: перерабатывающие заводы терпят убытки. Очевидно, что в их интересах все и затевается. С декабря 2014 года по декабрь 2015 цена выросла с 6,9 тыс рублей за тонну до 13,8 тыс; в 2017 году она составила 10,5 тыс рублей за тонну без НДС.
В Калининградской области ситуация принципиально иная: в регионе действует лишь одно предприятие, оно работает на базе ЦБК в Советске, причем, перерабатывает только картон. Все остальные виды макулатуры (фактически это 4 позиции из 5) вывозятся в Литву, поэтому динамика ценообразования на остальной территории России ее самый западный регион не затрагивает вообще.
Надо сказать, это не первая попытка федеральных властей дать тем, кто занимается сбором макулатуры, по рукам. В конце 2015 года был введен 4-месячный запрет на ее вывоз, который едва не привел к тем же последствиям, которые ожидаются сегодня: руководители калининградских предприятий готовились к сокращению персонала и к понижению закупочных цен на картон монополистом из Советска. Тогда пришлось работать «на склад», а выжить удалось только потому, что запрет был относительно недолгим. Сейчас надежды на это нет.
В пояснительной записке к вышеуказанному проекту постановления правительства России говорится о том, что в Европе сейчас собирается около 70% макулатуры, в России — 30%. Видимо, предполагается, что урегулирование внутренних цен поможет цифру повысить. Для Калининградской же области введение экспортных пошлин будет означать полный крах: сбор макулатуры просто прекратится, заявил в беседе с корреспондентом «Нового Калининграда» председатель Регионального союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко. «Предприятия для того чтобы развиваться, вынуждены экспортировать эту макулатуру в другие страны. Это позволяет в принципе привлекать какие-то инвестиции, валютные резервы и расширяться, потому что у нас не существует никаких мер поддержки малых и средних предприятий в области переработки отходов», — отмечает он.
Он тоже напоминает, что нынешняя заградительная новация — не первая, и говорит, что у предыдущей была политическая подоплека, поскольку практически весь российский экспорт макулатуры шел на Украину. Впрочем, об «украинском следе» говорится и в пояснительной записке к нынешнему постановлению правительства (точнее, проекту этого документа): «Основным импортером российской макулатуры […] является Украина. При этом основным рынком сбыта готовой продукции (произведенной с использованием российской макулатуры) украинских предприятий является территория Российской Федерации».
Напомним, главный рынок сбыта калининградской макулатуры — Литва. В общероссийском объеме экспорта макулатуры калининградская доля ничтожно мала и составляет всего 0,15%. Тем не менее в годовом выражении это тысячи тонн бумаги, которые в противном случае попадут на мусорные полигоны. Цинизм ситуации в том, что закон об обращении с отходами предполагает полный запрет на захоранивание на свалках отходов, подлежащих переработке; эта норма должна вступить в силу в будущем году (ежегодно в Калининградской области вывозится на полигоны более 800 тысяч тонн отходов). Единственный способ обеспечить выполнение закона — внедрить систему раздельного сбора мусора, однако с введением экспортных пошлин обо всех этих планах можно будет забыть, говорит Олег Пауков, руководитель социально-экологического проекта «Зеленое дело», главная цель которого — как раз раздельный сбор.
Из 30 тонн макулатуры, которые он ежемесячно собирает, 90% — то, что передают жители областного центра. Введение пошлин автоматически отправит все это на свалку. По оценке Олега Паукова, ему придется втрое сократить персонал и свернуть все социальные проекты с детьми. «Вся наша работа — псу под хвост. Все программы в школах и детсадах, которые направлены на сбор макулатуры, на то, чтобы воспитать бережное отношение к природе, закончатся. И «Зеленое дело» в Калининграде канет в лету. И год экологии закончится, и будем мы макулатурой опять забивать наши «резиновые» мусорные полигоны», — говорит он.
Вадим Зигура, директор компании «Форест», которая занимается в том числе сбором и экспортом макулатуры (это около 100 тонн в месяц) объясняет, почему работать станет экономически невыгодно. При нынешней стоимости сырья в 120 евро за тонну (столько за него дают в Литве) и с учетом транспортных расходов (это 20–25 евро с каждой тонны) введение пошлины оставит предприятию с тонны 40-50-евро. «Этих денег не хватит даже на то, чтобы покрыть расходы на сбор и обработку макулатуры», — говорит Вадим Зигура. Он выяснял, можно ли будет отправлять калининградскую макулатуру на какой-либо из перерабатывающих заводов в другие регионы России. Да, можно, — но ровно на тех же условиях, что и для всех остальных, никаких преференций для калининградцев не будет. «Там прибыли никакой нет тоже, плюс все неудобства и проблемы, связанные с перевозкой: границы, транспорт, таможня. Сами транспортные расходы, это „плечо“, всю прибыль съедают», — рассказывает директор компании.
Министр экологии региона Олег Ступин (свой комментарий он предоставил через руководителя пресс-службы областного правительства Дмитрия Лыскова) поясняет, что «правительство области и Минэкологии внимательно следят за данным вопросом и неоднократно обращались в Правительство России, Минпромторг РФ, и Минэкономразвития РФ о нецелесообразности введения данной меры». По его словам, не учтены особенности отдельных региональных рынков (Калининградской области и Дальнего Востока), где возможности перерабатывать всю макулатуру нет. «Введение подобной меры даже на временной основе на территории всей России может привести к остановке экологических программ и сбора отходов, при этом транспортировка данной продукции на основную территорию РФ экономически нецелесообразна», — соглашается врио министра. По его информации, «против введения данной меры выступает также антимонопольная служба». «Правительство Калининградской области следит за ходом разработки меры и находится в тесном контакте с региональным союзом переработчиков и федеральными ведомствами по данному вопросу», — пытается успокоить он. Губернатор Антон Алиханов ранее также сообщал, что в курсе ситуации и переговоры на эту тему ведутся: региональное правительство делает попытки добиться некого исключения для Калининградской области.
Святослав Лавриненко говорит, что он и его коллеги из Союза переработчиков пытались договориться о неких квотах для калининградцев, в рамках которых можно было бы вывозить макулатуру беспошлинно: «Мы попросили квоту, нам сказали, что такого института нет, то есть квоты вам не будет. Субсидирования транспортных расходов тоже не будет. Сейчас было затишье, а недавно я получил письмо от минпрома, что есть проект, что Шувалов его согласовал и подписал, и что только дело времени, что пошлина будет введена».